«Поверьте мне, что я его очень люблю и ценю,.. но жизни семейной, мирной у нас не будет никогда…»
Варвара Пащенко появилась в жизни Бунина, когда ему было 19 лет.
Он был принят на работу в «Орловский вестник», и утром к чаю вышла строгая девица в пенсне. Обнаружилось, что она проста и естественна в общении, хотя сначала казалась гордой и холодноватой из-за своего пенсне. С ней было легко, они дружески общались, и ничего не предвещало того бурного, неистового чувства, которое случилось потом.
Он вдруг обнаружил, что она красива во время любительского спектакля. На сцене она была очень естественна, органична и пленительна. Думал о ней ночью, с досадой вспомнил, что рано утром он должен уехать, а так хотелось видеть ее снова и снова. В порыве написал ей стихотворение, показалось, что написано плохо и он стал боялся её насмешки, теперь стал бояться, тем более о стихах. Все же при прощании передал ей стихотворение, но простился холодно официально. Случилось это в конце июля 1890 года.
В августе они опять встретились и оказалось, она совсем не смеется, а наоборот мягка и отзывчива с ним. «Вы мне всегда казались милым и хорошим, как никто» - сказала она. Потом они вместе поехали в имение к Бибиковым, что под Ельцом на реке Воргле. С Арсением Бибиковым оба были знакомы. Там и произошло их объяснение.
«Иногда…я вас ужасно люблю… и не так как друга; только я сама еще не знаю. Словно весы колеблются. Например, я начинаю ревновать вас…» - говорила она. «Я не помню, что ответил. - Писал он брату. – У меня сердце замерло. А она вдруг порывисто обняла меня и… я даже не сразу опомнился! Господи! Что это за ночь была!»
Потом она потребовала забыть то, что случилось ночью. Бунин не понимал, он уже был серьёзно влюблён, и в номере гостиницы в Орле разразился рыданиями. В порыве написал ей письмо, умоляя любить его хоть минутами, «а месяцами ненавидеть». Но всё наладилось и отношения продолжались. Бунин уже был намерен жениться на ней, что было невозможно из-за его бедности. Семья его не имела достатка, работа в «Орловском вестнике» тоже никак не решала эту проблему. Фактически молодой поэт не мог содержать семью и родители Вари не дали согласия на их брак.
Ко всему прочему его могли забрать в армию.
Он был вызван на призывной пункт для прохождения медицинской комиссии. Требовалось набрать около двухсот человек. Тянули жребий, он вытащил 471-й номер. Отец Варвары будучи врачом был привлечён для работы в медкомиссии по призыву. По ходу осмотра многих отбраковывали, приближалась очередь Бунина, ему реально грозила участь стать солдатом, чего ему очень не хотелось. Пащенко отец обследовал призывников деловито и хладнокровно, чётко как удар скальпеля определяя участь каждого. До Бунина осталось два человека, и набор завершился. Ему повезло. Отец Вари подошёл и искренно, неожиданно для него, приветливо его поздравил. Бунин был зачислен во второй разряд ополченцев, что означало, что он может быть призван только в случае отечественной войны.
С Варей они стали жить вместе, как муж с женой, то расставаясь, не разрывая до конца отношений, то сближаясь, не в силах оторваться друг от друга. Дело этой прерывистости не столько в характере Вариной любви, сколько в сложном, неровном бунинском характере. Она готова была уйти окончательно, но боялась его реакции. Ей казалось, что он может решиться на самоубийство. Желая разрешить ситуацию, она написала старшему брату Бунина Юлию. Это письмо многое объясняет:
«Поверьте мне, что я его очень люблю и ценю,.. но жизни семейной, мирной у нас не будет никогда… Я вам уже говорила, что он не верит мне, а теперь прибавлю, что он и не уважает меня, а если и утверждает, то только на словах. Он мне толкует о моей неразвитости, – я знаю это сама, – но к чему же принимать такой холодный, обидный, саркастический тон?! Он говорит беспрестанно, что я принадлежу к пошлой среде, что у меня укоренились и дурные вкусы, и привычки… Если бы вы знали, как мне это все тяжело!.. Пока мы еще можем мириться и любовно относиться друг к другу, но это стали только минуты.. Пусть он поживет хоть год без меня; может быть, у него сгладятся все эти шероховатости, и он будет терпимее, и тогда я с удовольствием пойду за ним, – но теперь, теперь не могу…»
Письмо написано 8 июля 1892 года, их отношениям два года и они продляться ещё два года.
Чуть отступлю, читатель, но надо сказать, что эти же упрёки от Бунина слышала через несколько лет и его венчанная жена Анна Цакни.
В конце августа Бунин с Варварой переезжают в Полтаву. Там живёт старший Бунин и работает в городской управе. Младший брат получил место библиотекаря. Работа легкая, оставалось много свободного времени для чтения и поездок по губернии.
Прожили Бунин с Пащенко в Полтаве до ноября 1894 года. 4 ноября Бунин вместе с другими мужчинами ушел в церковь. В это время Варя тайком собралась и уехала, оставив записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом».
Разрыв Бунин переживал тяжело. Родные опасались за его жизнь и боялись оставить одного. Братья Юлий и Евгений повезли его в деревню к родителям. По дороге остановились в Ельце, где жила семья Пащенко, он хотел встретиться с Варей. Отец её на этот раз не был приветлив и грубо выгнал его. Недолго прожив в деревне, Бунин опять поехал в Елец, надеясь как-то выяснить отношения с Варей, но узнаёт, что она вышла замуж за Арсения Бибикова, в имении которого четыре года назад всё и началось. Бибиков был из зажиточной аристократической семьи, и видимо, это было решающим аргументом в его пользу.
Бунин потрясен:
«Я.. насилу выбрался на улицу, потому что совсем зашумело в ушах и голова похолодела, и почти бегом бегал часа три по Ельцу, около дома Бибикова, расспрашивал про Бибикова, где он, женился ли. «Да, говорят, на Пащенки…» Я хотел ехать на Воргол, идти к Пащенко…, однако собрал все силы ума и на вокзал, потому что быть одному мне было прямо страшно. На вокзале у меня лила кровь из носу и я страшно ослабел… Ах, ну к черту их – тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки».
Через двадцать три года, 1 мая 1918 года в Москве, рано утром в комнату к Бунину вошел Арсений Бибиков и сообщил ему о смерти своей жены. Умерла Варвара Бибикова от туберкулеза.
Бунин вместе с Верой Муромцевой пошёл на похороны. «Покойница лежала исхудавшая, маленькая, помолодевшая, - я сразу себе представила ее в пору из романа.» - написала в эмиграции в своей книге В.Н. Муромцева-Бунина.
Эта история отразилась в рассказе «В ночном море», повести «Митина любовь», романе «Жизнь Арсеньева», других произведениях. Но об этом в других публикациях.
Если понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.