Найти тему
Логопед+Логопед

У мозга ребёнка есть свои правила развития.

Почему поступки детей не всегда совпадают с нашими ожиданиями? Зачем во время урока физкультминутка? Почему с девочкой надо обсудить прошедший день? И зачем детям дневной сон?

Источник pinterest.ru
Источник pinterest.ru

Ответы на эти и другие вопросы есть в книге Джона Медины «Правила мозга». Я их нашла делюсь с вами.

1. Движение и физические упражнения стимулируют активность мозга.

Только ленивый не написал про пользу спорта и физических нагрузок.Но при этом не каждый из нас может объяснить зачем эти нагрузки. Во время занятий спортом в наш мозг поступает больше кислорода, глюкозы, которые необходимы для его нормальной работы. А специальный белок, который вырабатывается в это время, помогает создавать новые нейронные связи. Именно они отвечают за накопление опыта, качество и количество информации в нашей голове.

Сочетание двух видов активности (интеллектуальной и физической) более эффективно.

Следует помнить: при организации обучения ребенка постарайтесь, чтобы занятия в одной поз чередовались с двигательной активностью.Поощряйте его мозг белково-кислородно-глюкозным коктейлем!

2. Мозг не единый, а триединый.

Мозг современного человека тоже представляет собой продукт цивилизации человечества в целом. От момента, когда первому человеку нужно было просто день пережить, перекусить что-нибудь или кого-нибудь и наследника оставить. До сегодняшнего дня, когда мы хотим жить долго, успешно, здоровО и здОрово.

Это отразилось и в нашем мозге. В нем есть три слоя: мозг ящера, лимбическая система и неокортекс.

У каждого слоя своя история. Причем в прямом смысле этого слова.

Источник pinterest.ru
Источник pinterest.ru

На первой ступени развития мозгу первобытного человека достаточно было поддерживать стабильное ровное сердцебиение и другие физическими показателями. За это отвечал первый слой, мозг ящера. Он и сейчас ответственный за главные жизненные потребности человека: безопасность, пища и продолжение рода. Изменился климат, потребовалось расширить территории.

У человека и его мозга появились новые задачи: накопить опыт, знания и эмоции, чтобы использовать их для жизни и передачи следующим поколениям. Для этого был отрощен второй слой мозга: лимбическая система. Он отвечает за эмоции и хранит знания. Поэтому человек смог анализировать ситуацию, строить прогнозы на будущее и их реализовывать.

Но мир не стоял на месте. И жизнь показала, что выживает не сильнейший. Выживает умнейший! Потребовался третий слой – неокортекс. С ним мы мыслим абстрактно, понимаем чувства и мотивы других и учимся на чужих ошибках.

Источник pinterest.ru
Источник pinterest.ru

И что из этого следует? Разные чувства и мысли появляются в разных участках мозга. Значит их нельзя оценивать по одной шкале. И расшифровывать все порывы и желания тоже надо по разному.

Следует помнить: Перед тем как вы соберетесь ругать ребенка за лишнее пирожное или новую драку, вспомните: лишний вес у малыша не от сладостей, а от малоподвижного образа жизни!

3. Мозг каждого человека уникален.

Мы не рождаемся со сформированным мозгом. На протяжении жизни он развивается и изменяется от кризиса к кризису (2 года, подростковый возраст, средний возраст и т.д.). Получаемый опыт с его личностно-эмоциональной интерпретацией выдает уникальный продукт: личность.

Помните: взрослые и дети смотрят на одно и то же, но видят разное, помнят различное и чувствуют каждый по-своему.

4. Мозг скучает на неинтересном.

При самой высокой заинтересованности в чем-то наше внимание начинает ослабевать уже через 10 минут. Люди высоко мотивированные смогут довести дело до конца. А если мотив так себе, слабенький? Что будет? Поэтому сложные материи лучше постигать с простого, постепенно переходя к более абстрактному и сложному. Не забывая при этом стимулировать мозг интересным и захватывающим.

Стоит помнить: рассказывайте ребенку о чем-то новом кратко и интересно.

5. Кратковременная память.

Условно память разделяют на вербальную (то что мы в голове озвучиваем словами) и моторную (двигательные процедуры доведенные до автоматизма: ходьба, письмо, вождение автомобиля и т.д.). Любое накопление опыта идет по одному маршруту: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

В сборе сведений (вкус, цвет, форма, запах), их анализе (круглый, красный, мясистый, ароматный, сладко-кислый) и создании образа (это помидор) участвует каждый из трех участков мозга. Это как собрать вместе все части пазла.

Стоит помнить: чем больше в процессе сбора информации задействовано участков мозга, чем больше путей передачи информации мы активизировали, тем лучше мы запомним. При обучении ребенка действуйте так же: дайте покрутить, облизать, погрызть, постучать, покатать, разломать.

6. Долговременная память.

Мы все когда-то что-то забывает. А вот что и когда мы забудем зависит от качества работы проводников (нейронов), которые передавали информацию из одной части мозга в другой. Если эту связь между нейронами поддерживать – то материал сохранится надолго. Если же нет, то сведения уйдут в «корзину со спамом».

Стоит помнить: периодически повторяйте с ребенком пройденное, чтобы потом горестно не восклицать: «Мы же с тобой это учили!»

7. Сон, как «горшочек ума» для Страшилы.

Каждое мгновение нашей жизни у нас в голове идет противостояние между процессом торможения и процессом возбуждения. Один пытается нас уложить спать и дать восстановиться нейронам, а другой толкает, подгоняет и вечно кричит: «Подъем! Опоздаешь!». Но как не крути, отдыхать надо всем. И днем! И желательно в полдень! Специалисты НАСА экспериментально доказали, что получасовой отдых в обед улучшает работу мозга на 36%.

Стоит помнить: даже если ваш ребенок кричит, что он в жизни не будет днем спать, стоит его уложить отдохнуть в спокойной обстановке. А заснет он или нет, покажет время.

8. Стресс отрицательно сказывается на умственных способностях.

Многие скажут: “А как же примеры принятия оригинальных решений в стрессовых ситуациях?”.

Не путайте ситуацию принятия решения и ситуацию обучения. Если обучение связано с постоянным стрессом, то ничего хорошего не ждите. Кроме нервных срывов, нарушения деятельности сердечной и гормональной системы.

Следует помнить: занимаясь с ребенком, постарайтесь сделать процесс эмоционально комфортным, создайте ситуацию успеха для малыша и не подчеркивайте его недостатки.

Источник pinterest.ru
Источник pinterest.ru

9. Мозг мужчин и женщин отличается.

Вы, конечно, можете скептически улыбнуться и сказать: «Ой, Америку открыла!», но факт остается фактом. У девочек быстрее формируется второй слой мозга (лимбическая система), поэтому они раньше начинают познавать и строить свою картину мира. Разговаривать они начинают раньше по этой же причине. У мальчиков этот процесс идет медленно, но к трем года и те, и другие сравниваются. Но к подростковому возрасту лимбическая система (второй слой мозга) дает опять о себе знать: девушки лучше воспринимаю информацию, если сами ее проживают, чувствуют. Они более восприимчивы к чувственной модели познания мира. Поэтому женской части общества хочется говорить о переживаниях, о том, что они чувствуют сейчас. А мальчики, юноши, а потом и мужчины склонны к абстрактному усвоению знаний, без слез и переживаний.

Следует помнить: девочка и мальчик в одной и той же ситуации будут чувствовать и думать по-разному. Не ждите от них одинаковой реакции.

10. Человек должен постоянно учиться.

Знаете, что отличает ребенка от взрослого?

Ребенку постоянно надо что-то делать, куда-то бежать и узнавать новое. Детская непоседливость и юношеский авантюризм двигает их к новым рубежам. Взрослый же под тяжестью забот, проблем или просто лени предпочитает полежать на диване перед экраном телевизора или планшета.

Именно, поэтому количество новой запоминаемой информации у взрослых падает. Именно поэтому, им труднее осваивать новые языки и профессии, труднее переносить кризисные времена и приспосабливаются к новшествам.

Источник pinterest.ru
Источник pinterest.ru

Чтобы этого не происходило, двигайтесь и учитесь. Лучше быть молодым активном старичком, чем старым пассивным юношей.

Следует помнить: не сдерживайте игровые порывы детей, а регулируйте их и направляйте в нужное русло. Компьютер, телефон или игровая приставка не заменят вас!

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях к статье.

Читайте наши статьи "10 умений 10-месячного ребёнка".

Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал.

Ссылки на наш аккаунт в ИНСТАГРАМ и ТЕЛЕГРАМ в шапке канала.

Если вам понравилась публикация, поделитесь ею с друзьями.