Технические характеристики:
Год выпуска: с 1953 по 1972 г.
Количество мест: 5
Расположение двигателя: спереди
Привод: полный
Марка двигателя: ГАЗ-69
Объем двигателя: 2112 см3
Мощность двигателя: 55 л.с.
Крутящий момент: 127 Н*м
Система питания: Карбюратор
Расположение цилиндров: рядное
Количество цилиндров: 4
Рекомендуемое топливо: А-66, АИ-80
Максимальная скорость: 90 км/ч
Объем бензобака: 60 л
Снаряженная масса: 1525 кг
Коробка передач: МКПП 3
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Длина: 3850 мм
Ширина: 1750 мм
Высота: 1930 мм
Клиренс: 210 мм
ГАЗ-69 — советский легковой автомобиль повышенной проходимости.
Первый опытный образец ГАЗ-69 уже был построен октябре 1947 года, к февралю 1948 года выпустили еще две модели. Первые опытные образцы носили название "Труженик".
Серийное производство ГАЗ-69 началось в августе 1953 года.
Создавался ГАЗ-69 сначала в двухдверном грузопассажирском варианте: два пассажира размещались на передних сиденьях, а шестеро — на скамьях в заднем отсеке.
При необходимости скамьи можно было сложить и образовать платформу для перевозки груза весом до полутонны. ГАЗ-69 мог буксировать прицеп весом 850 кг.
Еще больше расширяли сферу применения ГАЗ-69 откидной задний борт и возможность установки носилок.
Грузопассажирский четырехдверный вариант ГАЗ-69А появился в тоже время что и двухдверная версия, и был рассчитан на перевозку пяти пассажиров.
При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А — для народного хозяйства.
Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами, причем на ГАЗ-69 они были сделаны съемными, а на ГАЗ-69А — складывающимися.
Различались эти машины не только количеством дверей, но и расположением запасного колеса. У первой оно находилось снаружи левого борта кузова, у второй лежало сзади на дне багажника.
Разными были и бензобаки: у ГАЗ-69А один 60-литровый в задней части кузова, а у ГАЗ-69 основной 47-литровый бак был помещен под полом кузова, а дополнительный, 28-литровый, под передним пассажирским сиденьем.
Чтобы не замерзало ветровое стекло, на него через специальные воздуховоды подавался теплый воздух.
Для надежного запуска двигателя в морозную погоду ГАЗ-69 оборудовался предпусковым подогревателем, с помощью которого разогревали воду в системе охлаждения.
Двигатель, сцепление и коробка передач ГАЗ-69 достались от ГАЗ-М20 "Победа". Но так как новый автомобиль предназначался для более сложных задач, конструкторы немного усовершенствовали двигатель, сделав более мощным, экономичным и износостойким.
Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗиС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В.
С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод "УАЗ". На УАЗе ГАЗ-69 выпускался до 1972 г.
Утилитарные внедорожники пользовались успехом не только в СССР, но и за рубежом, что позволило заводу приступить к выпуску автомобилей ГАЗ-69 специально на экспорт в 1956 году.
По типу ГАЗ-69 наладил производство автомобилей Дыкчхомский автозавод в КНДР.
На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова "Победы" Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72.
Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 МАВ. В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 "Шмель".
На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колёсной формулой 4x2 для обслуживания почтовых учреждений.
Интересные факты:
- Автомобиль ГАЗ-69 в роли японского военного внедорожника участвует в некоторых сценах известного фильма Клинта Иствуда "Письма с Иводзимы" 2006 г. Сцены относятся к событиям 1944-45 гг. на японском острове Ио.
- За два десятилетия производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А было выпущено свыше 600 тысяч машин. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях - ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ, кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию ARO, а в 1962 году — в Северную Корею.
- Расположенный в салоне отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Зимой в салоне стоящего автомобиля было холодно.
- Под капотом на левой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль вправо, в крыле левого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера.
- Для обслуживания и ремонта раздаточной коробки и КПП необходимо снять пол в салоне.
- Боковые панели облицовки капота были съёмные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя. Поднимающиеся вперёд-вверх рамки ветрового стекла делала поездку нежаркой. При сложенном тенте ветровое стекло полностью откидывалось на кронштейны капота и фиксировалось крюками. Верхние боковины дверей съёмные брезентовые на металлических дугах.
Модификации:
ГАЗ-69 – 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с открытым кузовом
ГАЗ-69А – 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
ГАЗ-69-68 – модернизированный 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с откидным бортом
ГАЗ-69А-68 – модернизированный 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
ГАЗ-69Э – 8-ми местный 2-х дверный с экранированный электрооборудованием
ГАЗ-69М - экспортный 8-ми местный 5-ти дверный автомобиль
ГАЗ-69МЭ – экспортный вариант с экранированный электрооборудованием
ГАЗ-69АМ – экспортный вариант с 5-ти местным 4-х дверным кузовом
ГАЗ-69АМЭ – экспортный вариант с 8-ми местным 2-х дверным кузовом, откидным бортом и экранированным электрооборудованием
ГАЗ-69П – милицейский автомобиль
ГАЗ-69Б – сельский почтовый автомобиль
ГАЗ-69 ЛСД – медицинский фургон
ГАЗ-69 ДИМ - дорожный индукционный миноискатель