Найти тему
Пугачевское время

До него дотянуться можно, но не каждому хватит роста…

Оглавление

Сорок лет назад, 25 июля, не стало национального поэта, актера, певца Владимира Высоцкого. Говорят, что человек живет до тех пор, пока его помнят. С этой точки зрения, Владимир Семенович безусловно жив, а дата его памяти повод снова вспомнить о символе поколения, гениальном авторе с обостренным чувством справедливости и проникающим в душу слогом.

Сегодня мы представляем вниманию читателей интервью с автором – исполнителем, художником из Москвы Владимиром Лисицыным о Высоцком, записанное пять лет назад. Оно получилось настолько живым и искренним, что опубликовать его спустя пять лет, не только можно, но и нужно, учитывая, что тема по-прежнему для многих близка и волнительна.

В. Лисицын
В. Лисицын

– Владимир Юрьевич, на записи выступления на мексиканском телевидении ведущий представлял Высоцкого так: «Исполнитель, который говорит о своем народе и который выступает заодно с его нуждами и желанием настолько, что превращается в его символ…» Высоцкий – символ, Высоцкий – поэт, Высоцкий – философ, актер. Какая из ипостасей этого гениального человека Вам ближе всего?

– В первую очередь, Высоцкий для меня – поэт. Когда смотрю любой фильм с его участием, мне интересно всё, что он делает в своей роли: как говорит, как двигается, мимика. Брусенцов, Рябой, Бродский в “Интервенции”, Жеглов, естественно, замечательные работы. Но не актёр мне интересен, не его персонажи, интересен только сам Высоцкий. Я смотрю не на актёра, а на поэта Высоцкого.

– Вы исполнили несколько песен Владимира Семеновича, в том числе переложили на собственную музыку и спели одно из самых мощных, на мой взгляд, его стихотворений «Упрямо я стремлюсь ко дну». Как Вы решились на такой серьезный и ответственный шаг?

– Я бы не решился, но у меня есть друг, коллекционер, собиратель творчества Владимира Семеновича. Он попросил меня сделать песней какое-нибудь стихотворение Высоцкого, из тех, что автор не исполнял под гитару. Выбор пал на стихотворение “Упрямо я стремлюсь ко дну”. Произведение не маленькое, там чуть больше двадцати четверостиший, но любые стихи Высоцкого на удивление легко запоминаются. В результате на свет появилась песня под названием “Глубина”. Я мысленно представлял себе, как бы спел её автор, с какими интонациями, но при этом, чтобы и мне самому осталось место для собственного творчества. Подражать Высоцкому бесполезно. Я взялся за стихи, которые ни разу не звучали, как песня, поэтому никто не скажет “похоже – не похоже”, так как сравнивать не с чем.
Незадолго до этого я успел перепеть по-своему песню “Банька по-белому”. Записал на студии, а позже включил её в свой очередной альбом.

– На Вашем рабочем столе бюст Высоцкого. Расскажите, как он у Вас появился. С бюстом связана какая-то история?

-2

– Этот бюст является матрицей, с которой отливался памятник на Ваганьковском кладбище. Ваял образ поэта известный скульптор Александр Рукавишников. В конце восьмидесятых годов меня свела судьба с парнем, у которого этот бюст пылился на подоконнике. На тот момент мы все вращались в одном кругу, пели, пили, радовались жизни. Тому парню, теперь уже моему давнишнему другу, Дмитрию Михайленко, Высокий был не особо интересен. Я в то время уже пытался записывать собственные песни. Лет через пять – после того как наша дружба выдержала многие испытания – Димка подарил мне этот бюст на тридцатилетие.

А история такая. Димкин отец дружил с Рукавишниковым, частенько бывал у него в мастерской. Рукавишников, как вспоминают знающие его люди, всегда легко расставался со своими скульптурными заготовками. Так вышло и с бюстом Высоцкого. После того как он прошёл формовку и по его оттиску отлили образ для памятника, бюст стоял в стороне и ждал своей печальной участи. Но в тот момент в мастерской присутствовал Димкин батя. Рукавишников и отдал бюст ему. Когда Димка торжественно вручил его мне, я был самым счастливым человеком в мире!

– У Вас была идея насчет выпуска монеты с изображением Высоцкого. Чем она закончилась?

– Идея принадлежала моему другу Сергею Михайловичу Проскурину. Он подарил мне несколько монет, посвящённых Высоцкому, выпущенных где-то в Малави и на острове Ниуэ. Кстати, в общей сложности африканцы выпустили уже четыре официальные монеты с образом Высоцкого, которыми при желании можно реально расплатиться в любом из их магазинов. Я думаю, что когда-то здесь, в Москве, Высоцкий пересекался с кем-то из студентов института Патриса Лумумбы. Приехать в те времена в Москву, чтобы учиться в высшем учебном заведении, наверняка могли себе позволить только состоятельные граждане черного материка. Неважно, конечно, кем они приезжали, важно – кем возвращались: состоявшимися политиками, бизнесменами. Некоторые из них, видимо, были знакомы с Владимиром Семеновичем не понаслышке. Думаю, создание монет в их государствах – это своеобразный жест памяти, уважения к нашей стране и к Высоцкому как ее символу.

Проскурин попросил встретиться с сыном поэта Никитой Высоцким и поговорить с ним на предмет создания российской монеты, посвящённой его отцу. Я встретился. В разговоре выяснилось, что мы не первые, кто поднимает эту тему.

Также как и переименование улицы, создание монеты, несущей в себе государственную ценность, дело не простое. Что-то или кто-то постоянно этому мешает. Я не хочу вдаваться в подробности. Мне это не интересно.

Пусть выпуском монет занимаются африканцы, раз мы сами ничего сделать не можем. В магазин с ними я ходить не собираюсь. Однажды я даже временно остановил торговлю в цветочном магазине, где в качестве упаковки использовали старые афиши с изображением Высоцкого. Чтобы мои действия не квалифицировали как бандитский налёт, я скупил в магазине все уцелевшие афиши. Потом их раздаривал друзьям, знакомым.

– Вы один из организаторов песенного фестиваля в Тарусе. Фестиваль посвящен памяти Высоцкого. Как вам удается держать фестиваль на плаву, благодаря или вопреки чему?

-3

– Первый фестиваль состоялся в 2010 году. Он не имел никакого отношения к Высоцкому, хотя подсознательно, конечно, посвящался и ему тоже. Второй фестиваль назывался “Честная песня» и был посвящен бардам эпохи – Окуджаве, Галичу, Высоцкому.

Третий фестиваль пришлось делать не в самой Тарусе, а за её пределами. Была сделана очень красивая сцена, мощная реклама, но само место расположения оказалось настолько неудобным, что добраться туда оказалось проблематичным. С дальнейшим проведением было покончено и в прошлом году ничего не было. А в этом году весной я вновь вернулся к идее фестиваля. Взбаламутил друзей, уверяя их, что это нужно продолжать. Мы заглянули в календарь, и оказалось, что один из самых удобных дней – 25 июля, дата напрямую связана с именем Высоцкого. Поэтому фестиваль автоматически стал называться “Днём Памяти Владимира Высоцкого”. Нас никто не поддерживает, никто не спонсирует. “Честная песня» не подразумевает в себе платы за выступление, как для артистов, так и для зрителей. У нас нет предварительных конкурсов, прослушиваний, нет судей, нет жюри, есть только зритель и выступающие артисты. На сцене звучит любая музыка, будь это авторская песня под гитару, или рэп, рок, шансон. Главным критерием остаётся только одно – авторская поэзия. Лабуда, конечно, тоже звучит, но мы ведь не судьи, чтобы давать оценки. Если народ готов слушать, пусть слушает. Каждый зритель видит и слышит то, что ему ближе по духу.

– Вы встречались с сыновьями Высоцкого, Аркадием и Никитой. Какие впечатления остались от этих встреч?

– С Аркадием я только однажды разговаривал по телефону, узнавал некоторые нюансы по авторским правам. Живёт он периодически в Тарусе, у нас есть общие знакомые. Знаю, что он очень порядочный человек, занимается какими-то съёмками фильмов, но видеться с ним я не виделся. С Никитой, как уже говорил, я встречался. Впечатления нулевые. Он мне показался очень уставшим. Поэтому по первой и единственной встрече сказать просто нечего.

– Много споров было о фильме по сценарию Никиты Высоцкого об отце «Спасибо, что живой». Наверняка у Вас есть собственное мнение об этой работе. Не поделитесь?

– Я хочу, чтобы подписчики “Пугачевского времени”, читая эти строки, не подумали, что я этакий офанатевший парень, который только о Высоцком говорит и думает. У меня в этом плане всё обыденно спокойно. Раньше бывало, что я не мог смотреть никакие документальные фильмы с Высоцким – слёзы сами наворачивались на глазах. Я и сейчас воспринимаю его как родного человека. Не перевариваю орущих, хрипящих, пытающихся петь, подражая ему. Но при этом давно заметил, что нет плохих людей среди тех, кто по-настоящему живёт памятью о Высоцком.

Фильм Никиты – это диагноз его самого, сценариста Никиты Высоцкого. Непонятно, о ком он снял свой фильм. Откуда он в своем подростковом возрасте мог знать, понимать, как, чем, живёт его отец? Юношеский максимализм с искаженным понятием добра и зла он пронёс до своего возрастного “полтинника” и, так и не уразумев, что к чему, выдал какую-то пошлость на всеобщее обозрение! Щекотнул по нервам целому поколению и до сих пор, как я понимаю, считает себя героем – “правдорубом”. По воспоминаниям самых близких друзей Высоцкого, доподлинно известно, что о его наркозависимости никто не знал до середины января восьмидесятого года! Я до сих пор считаю, что многие факты биографии Высоцкого имеют неоправданные искажения. Я встречал на своём пути и закоренелых алкашей, и наркоманов со стажем. Высоцкий не похож ни на одного из них. У меня есть стихотворение на эту тему:

Говорить о Высоцком – сложно.
Говорить о Высоцком – просто.
До него дотянуться можно,
Но не каждому хватит роста…

Он сегодня глядит с экрана…
Он не думал, что так всё будет…
То, что вспомнят как наркомана
Его очень родные люди.

Да, он пил. Да, он был курящим,
Но говорю для всех поколений:
Он Поэтом был настоящим.
Если коротко, он был – гений.

– Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил опрос и установил, что в сознании наших современников В. Высоцкий занимает второе место среди великих русских людей XX века. На первом месте стоит Юрий Гагарин, на третьем – маршал Жуков. Притом большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, – это молодые люди, родившиеся уже после смерти поэта. Всенародная любовь при жизни, всенародная любовь после смерти. Откуда это?

– Не знаю. Наверное, это заслуга родителей. Ведь сегодняшние дети воспитываются теми, кто вышел из того времени, в котором звучал Высоцкий. Моя жена моложе меня на двадцать лет. Она родилась в восемьдесят пятом году. Кто ей привил любовь к Высоцкому? Родители. И наш семилетний сын тоже знает Высоцкого. Мы ему этого не навязываем, но иногда он сам просит включить ему что-нибудь из репертуара Высоцкого. Помимо всего прочего, он любит многие другие песенки совершенно разных исполнителей.

– Я помню, как пару лет назад Вы с грустью говорили, что именем Высоцкого до сих пор не названа ни одна улица в Москве. Сейчас такой проект готовится. Как Вы восприняли эту новость?

– Конечно, нужно назвать его именем какую-нибудь улицу. Но надо понять – эта улица будет новой или переименуют готовую? Нижний Таганский тупик, например, само по себе очень красивое название и наверняка очень древнее, есть ли смысл менять его…

– Вы написали одну из самых сильных песен о Высоцком. Она называется «Жаль не при жизни». В ней все – метание души, надрыв, боль утраты. Каким был бы Владимир Лисицын, не накрой его, как цунами, творчество Владимира Семеновича Высоцкого?

– Думаю, если бы я не вырос на его песнях, никто не брал бы у меня сегодня интервью.

Вопросы задавал С. Аристов