В возрасте 7 лет родители подарили мне копилку и придумали правила накопления. С детства на примере отца я научился, как нужно торговаться, как покупать лимонад в советском автомате на одну и ту же монету, как ездить бесплатно на общественном транспорте (работает с переменным успехом до сих пор) и многому другому.
Когда я просил игрушку или батончик в ларьке, мне никогда не отказывали. Если мелочь, то покупали. А если покрупнее, то говорили: «Отлично! Накопишь».
Немудрено, что такой подход рано научил меня обращаться с деньгами, ставить на паузу и переосмысливать спонтанные желания, и в то же время сформировал мироощущение того, что при желании получить можно всё, что захочешь. Свой «капитал» я впервые просадил в 9 лет, а не в 20, как это часто бывает. С тех пор ни разу не прогулял кровные.
Сегодня, на мой взгляд, есть гораздо больше возможностей научить ребенка на практике обращаться с деньгами вместо того, чтобы просто становится для него банкоматом.
Как сегодня можно повлиять на формирование у ребенка конструктивного отношения к деньгам?
1. Быть примером для подражания (часто одного только этого уже достаточно).
2. Читать вместе художественную литературу (желательно детскую), где затрагиваются темы финансового управления домашним хозяйством.
3. Придумывать и играть в игры, мотивирующие на труд и накопление. Например, собирать только каждую вторую малину, а каждую первую съедать. И вкусно, и интересно!
4. Откладывать спонтанные хотелки ребенка до момента планирования бюджета на следующий месяц и заменять «Нет» на конструктивные ответы.
«У нас нет на это денег»👎
«Мы сможем это купить, когда запланируем бюджет на следущий месяц. Напомни мне об этом, когда мы с мамой будем планировать бюджет. Мы обязательно включим твою игрушку в план и купим её тебе»👍
Логично, что почти все импульсивные желания ребёнка к моменту планирования забудутся, и останется только то, чего он действительно хочет.
5. Подарить ребенку копилку и придумать правила накопления. Если для дошкольника это должно быть что-то простое (например, одна монетка в день), то школьникам лучше формировать задания, мотивирующие на учебу и/или достижение целей. При этом выполнение домашних дел НЕ стоит мотивировать деньгами.
6. Постепенно вывести выдачу денежного содержания на обеды и проезд сначала на недельный, а затем и на месячный транш вместо ежедневной выдачи денег. Это научит ребенка планированию, а заодно и создаст условия для плохого опыта по спусканию какого-нибудь месячного бюджета на развлечения с последующим голоданием и подготовкой бутербродов в школу до следующего месяца.
7. Начиная со средней школы, можно подрядить ребенка на сканирование чеков покупок через Biglion, PGbonus, Едадил, Backit, Cash4brands и прочие кэшбэк-сервисы. Лучше зарабатывать копеечку на смартфоне, выискивая нужные товары из чеков, чем залипать в Tiktok и Instagram.
8. Также можно оформить ребенку отдельно или к своему счёту детскую банковскую карту и научить тому, как можно усилить эффект от накопления с помощью % на остаток и кэшбэка. Это стоит делать не раньше, чем ребенок научится самостоятельно планировать свой ежемесячный бюджет. Сегодня такие продукты есть у Тинькофф, Хоум Кредит, Райффайзена и др.
9. Способствовать развитию деловой хватки и поддерживать начинания ребенка, как в самостоятельном предприятии, так и в работе или общественной жизни.
10. И ещё раз - быть примером для подражания! Иначе всё остальное работать не будет!
Если Вы читаете данную статью с мобильного устройства, то подпишитесь на мой канал в Telegram. Основной контент я выкладываю там.