Швеция, которая, как правило, рекламирует здоровый образ жизни, была вынуждена отстаивать свою стратегию в отношении коронавируса, поскольку государство, наконец, начинает видеть, как кривая заболеваемости уменьшается. Тот факт, что Швеция, которая в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) получила оценку 8,5 за здоровье нации, не смогла успешно бороться с этой болезнью до тех пор, в отличии от соседей Швеции, дает повод подвергнуть сомнению шведскую стратегию, которая была нетрадиционной с самого начала.
Добровольные меры
С самого начала Стокгольм решил не блокировать страну, решение, которое он поддерживал в период худшего кризиса в апреле. Шведская стратегия по сути сводилась к тому, чтобы доверять своим жителям делать правильные вещи. Как сообщает BBC News, социальное дистанцирование было добровольным, и единственным жестким правилом, принятым правительством, является запрет на проведение собраний с участием более 50 человек.
Хотя правительство прямо не объявляло получение общего иммунитета целью, некоторые эксперты в области здравоохранения предположили, что Швеция могла бы стать испытательной площадкой для этой теории. Однако другие высказались против такого подхода, большинство согласилось с тем, что для правильной работы такого подхода в среднем 60-85% населения государства должны быть инфицированы, по данным New York Times.
Кроме того, уязвимые слои населения, такие как пожилые люди, вряд ли общаются на публике так часто, как здоровые люди, что снижает вероятность того, что они получат антитела. Наконец, еще не решено, можно ли вообще установить иммунитет против COVID-19. Даже с вакциной вероятно, что она не будет на 100% и постоянно эффективна с первой дозой.
Агентство общественного здравоохранения Швеции сообщило, что 6% его населения дали положительный результат на антитела к COVID-19, как сообщает BBC News, что вряд ли является одобрением для такого подхода.
Астрономическая смертность среди северных регионов
По этим причинам в Швеции возникли разногласия, когда страна решила, что не будет закрыта с остальным миром, и продолжала платить цену смертями граждан. По состоянию на пятницу, Швеция заняла 27-е место с 5676 смертельными случаями согласно данным о состоянии здоровья, собранным с помощью Worldometer.
Однако соседи Швеции могут похвастаться гораздо лучшими результатами. В Дании всего 612 смертей, в Норвегии - 255, а в Финляндии - 328. Даже с учетом различий в населении (в Швеции примерно в два раза больше населения на каждого из своих соседей, цифры страшны. Так почему же шведские эксперты в области здравоохранения так решительно защищают свою стратегию и настаивают на объявлении национального успеха?
«Эпидемия в настоящее время замедляется, и я думаю, что немногие из нас поверили бы неделю или около того назад в нашу победу», - сказал Андерс Тегнелл, главный эпидемиолог Швеции.
"Нет веских доказательств"
Это правда, что сейчас цифры выглядят невероятно благоприятными, особенно по сравнению с пиком вируса в апреле. Тегнелл приветствовал недавнюю статистику как подтверждение шведской стратегии, сказав: «Нам удалось замедлить распространение с помощью значительно менее агрессивных мер » .
Случались ли ежедневные смерти и случаи заболевания? Да. Поддерживало ли общенациональное сопротивление шведскую экономику на плаву? Да. Однако, если это единственные показатели, то какой смысл вообще бороться с коронавирусом, если мы хотим полностью игнорировать ненужные жертвы?
Тегнелл признал, что, возможно, было слишком много жертв, но он остался в абсолютном отрицании того, что меры по блокировке помогли бы, заявив, что «нет убедительных доказательств того, что блокирование могло бы иметь большое значение».
Правительство Лофвена теряет поддержку
Жизни были не единственной жертвой в результате стратегии - поддержка правительства, включая премьер-министра Стефана Лофвена, резко упала. Хотя Лофвен и его шведская социал-демократическая партия имели более высокие показатели одобрения с момента начала пандемии, июнь ознаменовал поворотный момент, так как рейтинг одобрения Лофвена упал на 10%, согласно SBS News. Общественная вера в партию Лофвена также упала на 9%.
Шведы сейчас задаются вопросом, правильно ли сделали стокгольмские лидеры. По оценкам, в этом году экономический спад составит 5%, что меньше, чем в соседних государствах Швеции. Потребительские расходы были выше, однако, уровень безработицы в 9% опережает северные страны, сообщает BBC News.
«Швеция, как и другие страны Северной Европы, представляет собой небольшую открытую экономику, очень зависимую от торговли. Таким образом, шведская экономика имеет тенденцию работать плохо, когда остальной мир работает плохо », - сказала профессор Каролина Экхольм, бывший заместитель управляющего центрального банка Швеции.
Еще неизвестно, будет ли шведская стратегия иметь дополнительные взаимные последствия, но пока ущерб, помимо потерь, кажется, ограничен ее имиджем. Государство, обычно являющееся нацией высшего уровня с точки зрения здоровья и благополучия, теперь вынуждено защищать своих граждан, чтобы сохранить свою экономику.