Истории про разрушенные усадьбы, уничтоженные временем и людьми дворцы найдутся в каждом городе и области. Похвастаться чем-то хорошо сохранившимся редко получается. Умани с её Софиевкой это удавалось во все времена: при польских, лояльных русскому царю, магнатах; в пору, когда взаимная ненависть ослепляла и побуждала к бессмысленным разрушениям, при советской власти, настороженно относившейся к наследию богатых родов и сословий, и наконец при диком капитализме, который низводил до уровня ширпотреба и не такие реликвии.
Какой бы художественно приукрашенной ни была история про чувства Станислава Потоцкого к своей жене, она безусловна и правдива в одном: благодаря ей появился парк Софиевка.
Еще до официального бракосочетания с самым богатым магнатом Украины София Витт писала ему о посещении парка "Аркадия" в польском местечке Неборове в имении княгини Елены Радзивилл. Письма были любовные, но в их тоне чувствовалось желание прощупать будущего супруга на предмет щедрости. Звучали недвусмысленные намеки на то, чтобы обзавестись чем-то подобным в их будущей семейной жизни.
Долго графа не пришлось уговаривать и он начинает подыскивать в своих владениях подходящее место, выписывает из Польши военного инженера Людвига Метцеля. Работа закипела сразу после того, как было принято решение об использовании местности вдоль речки Каменки. Овраги, скалистые породы, изгибы русла - были естественными союзниками преобразователей ландшафта. Искусственными вкраплениями становятся скульптуры, гроты, запруды и небольшие строения, которые призваны олицетворять историческую родину новой графской жены.
Древняя Греция - лейтмотив паркового ансамбля. Причем настолько он был целостным, что император Николай 1, посетивший Умань в 1847 году лично отменил строительство двух готических башен на входе в парк. Вместо них было велено построить нечто в античном стиле. Для этих целей сюда даже отрядили петербургского архитектора Штакеншнейдера, известного своими дворцовыми проектами.
К тому времени в Умани вовсю хозяйничало Управление военных поселений Российской империи. После польского восстания земли мятежных магнатов были конфискованы, а наследники Потоцкого принадлежали, судя по всему, именно к этой группе. Российский монарх поначалу пытался пойти проторенным путём, подарив Софиевку своей жене Александре Фёдоровне и назвав её Царским садом. Но потом интерес к городку и парку иссяк, в результате чего он перешел на баланс казенного ведомства. Правда, любые преобразования, надо отдать должное, даже после отказа Софиевке в личных притязаниях императора, велись с уважением к тому, что создавали предшественники. Единственное, от чего решили избавиться это грот Аполлона, на месте которого водрузили державного орла, скульптур предводителя восстания Тадеуша Костюшко и поддержавшего восставших поэта Адама Мицкевича. В остальном роль новых хозяев имела исключительно созидательный характер.
Так появился чугунный фонтан "Змей", до этого было лишь нагромождение камней, из-под которых била вода. Новым приобретением стала и Китайская беседка, и беседка "Грибок". На острове Анти-Цирцеи построили Розовый павильон в ренессансном стиле. Главную аллею расширили и замостили брусчаткой, а в качестве своеобразного окна в прекрасный мир Софиевки соорудили павильон Флоры. Он и сегодня, с какой точки не посмотри, служит красивой виньеткой для всего ансамбля Нижнего пруда. Впрочем, оригинальное название водоёма Ионическое море.
Вся эта игра в аллюзии кому-то покажется лишь причудой провинциального богатея. Но стиля и вкуса она не лишена, а уж последовательность с которой граф Потоцкий выстраивал для любимой супруги мир античных образов и вовсе поразительная.
Левый берег Нижнего пруда называют еще Нижней аллеей. Её украшением служат фигуры Гермеса, философа Эврипида, Аполлона Бельведерского и Венеры Купальщицы. В 1996 году все мраморные скульптуры парка были заменены на копии из гипса и оргстекла.
Но Эврипид примечателен тем, что сохранил за собой место с момента постройки парка. В выходные дни всё это сдобрено толчеёй туристов и развлекательной программой в исполнении местных музыкантов. Колорит Умани был бы неполным без евреев-хасидов. Их здесь тоже можно встретить. Свадебная фотосессия, например, совсем не противоречит вере, поэтому улыбки молодоженов будут резонировать с непринужденной атмосферой беспечного гулянья.
В этой части парка нижняя аллея начинает ветвиться, из-за чего неизбежно возникают сомнения - в какую сторону лучше идти. Если продолжить восхождение, то попадёте к партерному амфитеатру. На его вершине виднеется оранжерея, а к ней проложен серпантин дорожек в обрамлении аккуратно стриженных кустарников.
После Второй мировой войны архитектуру этого места решили упростить, проложив по всему склону гранитные ступени. Но во время реставрации 1996 года была восстановлен исторический рисунок дорожек, а гранитные ступени оставили только между ярусами амфитеатра. Кстати, один из них украшает фонтан Семиструй - ажурная бронзовая чаша в центре которой бьют довольно мощные струи воды, поступающие из Ахеронтийского озера. Это зрелище не сильно впечатляет. Зато заслуживает всяческого восхищения водопровод . Никаких насосов, никаких механизмов - вода поступает только самотёком по каменным подземным коммуникациям.
Партерный амфитеатр примечателен еще и тем, что на этом месте во времена Потоцкого был парадный вход в парк, а склон назывался Долиной роз.
Через Английский парк лежит кратчайший путь к Верхнему пруду. Парк небольшой, но его ценность для Софиевки определяется тем, что здесь собрана наибольшая коллекция редких деревьев и растений, всего около ста видов и пород. А вот Верхний пруд можно сказать центральная нервная система гидротехнических сооружений Софиевки. Именно здесь установлен Амстердамский шлюз, который регулирует уровень воды в обоих водоёмах и, что не менее важно, позволяет пропускать лодки в подземную речку Ахеронт. При Потоцком прогулки по ней были важной частью развлечений. Сейчас такой аттракцион слишком дорогое удовольствие.
В центре Верхнего пруда находится искусственный остров, получивший от отца-основателя название Анти-Церцея. Согласно легенде, нимфа Церцея могла превращать людей в диких животных. Граф же решил придумать существо обладающей противоположными качествами. Украшением острова служит Розовый павильон, создававшийся по проекту архитектора Штакеншнейдера. Сегодня вокруг него в летнюю пору отдыхающие водят хороводы из катамаранов и лодок.
Дорожка, проложенная по южному берегу пруда, замечательна тем, что у её подножия находится один из самых изящных гротов - грот Фетиды. Само название сооружения не обязывает ко многому, но здесь архитекторы постарались от души. У грота есть вестибюль и четыре колонны, которые поддерживают гранитную плиту и полукруглое окно. В полумраке вестибюля виднеется скульптура Венеры Медицейской. Если бы не более позднее усовершенствование в виде примитивного витража, картина была по-настоящему утонченной.
Если отклониться немного левее русла ручья, который вытекает из грота, то можно попасть в Критский лабиринт. Правда такое название скорее что-то из области не реализованного. Возможно раньше здесь действительно были дорожки и ходы, но сейчас это больше похоже на хаотическое нагромождение каменных глыб.
Если вернуться к Нижнему пруду, то логичным продолжением экскурсии станет посещение Площади сборов. Она - единственное место, которое не имеет аналогией с топонимами древней Греции. Просто в середине 19 века здесь играл военный оркестр и собиралась местная публика, чтобы послушать музыку. Зато бассейн в середине площади вновь отсылает к реальности, создававшейся графом Потокцким. Гранитный бассейн вместе с чашей ни что иное, как Храм Посейдона. Камень в этой части парка вообще является доминирующим материалам. Что-то, согласно источникам, сюда специально привозили для создания соответствующего ландшафта, что-то является естественным продолжением рельефа. Большая трёхсоттонная глыба нависшая над входом в грот поблизости от площади, говорят, чисто природное творение. Она держится всего на трёх точках, но умудрилась сохранить своё положение не смотря целых три землетрясения, которые случались в Умани не раз. Хорошее место для эффектных фотографий. Возможно любители выдавать желаемое за действительное и придумали гроту название - Грот страха и сомнений. Хотя согласно первоначальной версии это Грот Таланта.
Итогом посещения Софиевки могут быть очень противоречивые впечатления. Всего и разного настолько много, что бывает сложно сформулировать самый сильный из произведённых эффектов. Единственное, что можно посоветовать - уделить этому месту хотя бы пару дней. И еще, не сильно увлекаться легендой про красивую любовь.
Гречанка по происхождению и куртизанка из Константинополя София на самом деле была гремучей смесью из национальных черт и универсальных человеческих страстей, среди которых наиболее сильно проявлялись любовь к деньгам и властолюбие. Ради них она сделала свою красоту разменной валютой на самых дорогих аукционах при самых знатных домах Европы. Граф Потоцкий был на её пути лишь промежуточным пунктом, способным залечить обиды от прежних воздыхателей и упрочить пошатнувшиеся позиции в высшем свете. Когда он это понял, было слишком поздно. Правда, благодарность потомков за сотворённое архитектурно-парковое чудо от этого ничуть не упала в цене. Софиевка по праву может считаться не только памятником любви, но и тем, кто его придумал м воплотил в жизнь.