Воспитание и цивилизация несовместимы ещё по той причине, что цивилизация — это игра, в которой постоянно меняются правила. В цивилизованных обществах постоянно сменяется власть, идеи, моды, средства производства, технические приспособления, научные открытия, удобства быта, направления искусства и литературы. Приходя к власти, одни правители утяжеляют жизнь людей по сравнению с предыдущей эпохой, другие — облегчают её, из-за чего и родители и дети становятся совершенно чужими друг для друга, их ничего не объединяет, их всё разъединяет. Очень мучительными становятся переломные моменты истории: войны, революции, репрессии, переселения, — отчуждение становится роковым, окончательным, бесповоротным.
Когда жизнь облегчается и детям живётся легче, чем родителям, они посмеиваются над ними, как над дурачками, которые неизвестно зачем тащили плуги по полю и сидели на табуретке при керосиновой лампе, в то время как можно, развалясь в роскошном кресле, устраивать круглосуточные иллюминации, удовлетворять разжиревшие потребности, прихоти и капризы, лишь нажимая кнопки. Входя в другую эпоху, ребёнок перемещается в другой мир, родитель же до гроба жизни остаётся сыном своего времени, продуктом своей эпохи и поэтому дети просто растаптывают его, оплёвывают, растирают своим отношением к жизни и манерами поведения, которые им диктует их век.
Большинство родителей, работая всю жизнь, хотят, чтобы их дети жили лучше, чем жили они. Вы слышите: жили лучше, а не были лучше. И вот результат: дети настолько заражаются желанием жить лучше, что о собственном улучшении вообще не имеют понятия.
Если ребёнок будет действительно почитать родителя и придерживаться порядков своего воспитания, он станет изгоем своей эпохи, станет непонятен для сверстников и современников. То есть он должен плюнуть или на родителя или на свою эпоху.
Вóт почему истинное воспитание может быть только в Боге, где власть, законы, порядки, правила всегда едины и неизменны во веки веков, где завтра будет то, что́ было сегодня, а сегодня то, что́ было вчера. Только в Божественном Мире люди всегда будут понимать и чувствовать друг друга, улучшая не средства производства и орудия удовлетворения потребностей, а средства и орудия взаимопонимания и взаимоподдержки. В мире же цивилизации они всегда будут только разъединены, даже самые родные будут чужими, если не врагами. Это неизбежная плата за ”блага” цивилизации.
Есть, конечно, родители, которые изменяют себе, своему воспитанию, своей эпохе и всячески стараются поспевать за веком, подстраиваться под своих детей, чтобы не остаться в одиночестве и в презрении у них. Их желание жить, а не прозябать понятно. Но истинного, глубокого единения никто не достигает.
Всё горе этого мира в том, что власть всегда продажна, всегда корыстна, она всегда борется за власть, а не за людей, за преимущества, а не за обязанности, за выгоды, а не за возможность исполнять свой долг. Она никогда не думает о том, чтó дети будут думать о родителях и кáк родители будут относиться к детям. Каждая новая власть только пользуется невежеством и наивностью детей, настраивает их против предыдущей власти, а значит и родителей, воспитывает новых рабов и солдат, переворачивает всё с ног на голову, чтобы подстроить мир под свои удобства, а родителей, предыдущее поколение как можно скорее затоптать. Власть всегда делает так, что или родители виноваты перед детьми или дети оказываются виновны перед родителями. О чём и сказано: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», то есть родители делали гадости, преступления, служили продажной власти, плевали на Совесть, а дети расплачиваются за это. Или наоборот, родители хранили заветы предков, а дети погрязают в разврате и плюют на то, чтó было свято для родителей.
Поэтому спасение только в обращении к Богу, к Вечности, к Неизменности, к Нерушимому Миру. Поняв затхлые, пошлые, гнусные, тёмные и тленные закономерности истории, на Земле, в мире временности ожидать нечего.
Вóт откуда эти слова: «Восстанут дети на родителей и умертвят их», вóт почему «враги человеку домашние его». А кто-то учил почитать отца и мать. Вы жизнь дайте такую, чтобы не нужно было давать эту заповедь, а то жизнь дают одну, а заповедь — другую, которая не приложима к такой жизни. Волк рождает волка и получается волк, а человек рождает человека и остаётся один среди чужих.
Несчастье людей в том, что они, ссорясь друг с другом, ненавидя, воюя, враждуя, не понимают, что их кто-то ссорит, кто-то третий и невидимый, кому плевать на их мирные отношения, кто отнимает у них основание для мира, единства и взаимопонимания. Каждый думает, что плох другой и оба не понимают, что плоха основа — государственная цивилизация, которая калечит сознание всех и при которой другой жизни быть не может, кроме как ненавидеть, калечить, травить, мучить и убивать друг друга.
Государственная цивилизация — это погибель, которая рушит все отношения, все природные, естественные связи, она ведь и строится и может существовать только ценой их разрушения, только на этом она и стои́т, то есть стои́т на уничтоженных общинах, разрушенных семьях, искалеченных судьбах, преданной дружбе, оскорблённой любви, искажённой правде, оклеветанной истине. Больше ни на чём она держаться не может.
Если государственная цивилизация дана для того, чтобы человек понял непроходимость такого пути к счастью, то вот она и существует ради этого понимания, осознания и урока. Но когда этот урок настанет для всех ?
*
Ни о каком воспитании не может идти речь там, где дети живут более облегчённой жизнью, чем родители. А развитие всех цивилизаций строится только на постоянных изобретениях средств облегчения жизни, так что каждое новое поколение попадает в более ”выгодные” условия, чем предшествующее, и дети неизбежно перестают понимать родителей, начинают стыдиться их и смеяться над ними как над ходячими архаизмами, которые не могут оценить всех прелестей и достижений цивилизованной жизни.
Веками, в течении развития любой цивилизации родители постоянно вздыхают и говорят: «В наше время такого не было, мы были другими, мы были лучше». Правильно, они были лучше потому, что жили более трудной жизнью, которая была хоть на каплю ближе к первозданным, естественным, нецивилизованным условиям. Первозданная жизнь трудна, тяжела, опасна, голодна, холодна, непредсказуема, потому что она создана для единства людей, чтобы держать их в необходимости поддерживать друг друга, вы слышите — необходимости. Цивилизация же уничтожает все необходимости, она всё обходит, она всё умеет обойти, у неё и задач других нет, как только всё обходить и всех делать чужими и ненужными друг другу.
Первозданность держит душу в равновесии, в приближённости к Богу и Природе, она предоставляет Богу возможность управлять человеком, руководить его. Облегчённость жизни, даровая обеспеченность, защищённость, удобства, фальшивая благоустроенность, мещанское доброполучие, перекормленность, пресыщенность отдаляет человека от Бога, делает Бога ненужным, отделяет людей друг от друга, наполняет их самомнением, самодовольством, больной гордостью, мыслями о том, что они лучше, выше, умнее, образованней, развитей, важнее, полноценнее, чем их ”допотопные” предки. Мало того, им вообще кажется, что они ближе к полноте жизни, к должному, правильному бытию. Вóт в чём корень вечной проблемы отцов и детей. Хотя какая тут проблема ? Ведь любые люди, не только отцы и дети, перестают понимать друг друга, если их сознание определяется различным бытием. Поэтому ничего удивительного здесь нет.
Цивилизация вообще никогда не преследовала целей духовного, нравственного, а тем более душевного единения людей, она лишь физически скучивала их ради примитивного и ущербного выживания, а потом начинала использовать их ради своего процветания, а значит разъединяла так, что они, в конце концов, переставали друг друга понимать и вообще нуждаться друг в друге.
В первобытном племени все едино. В цивилизации каждый устраивается как может, потому что в ней всё построено на обманах, насилиях, преступлениях, подлостях, хитростях, воровстве, коварствах, предательствах. Каждый совершает своё маленькое или большое преступление или каждый по-своему убегает от опасностей, которые ему грозят, поэтому там один никогда не может понимать другого и быть с ним заодно. Если в цивилизации появляется два существа, два человека, которые делаются как одно, то эти их отношения являются островком, на котором нет и не может быть уродств цивилизации. Но выдержать испытания, которые обрушатся на такой оазис, не каждый может.
Истинная дружба — это маленькое племя, маленькое первозданное объединение, первобытный союз, но где люди уже не стихийно, а сознательно и целенаправленно стремятся чувствовать и понимать друг друга и ценой любых личных жертв поддерживать взаимопонимание и мир. Но чтобы глубоко понимать и чувствовать друг друга, они сначала должны пройти путь веры в благость цивилизации и испытать подлинное разочарование в ней, чтобы эта обманутость вынудила их жить одинаково тяжело, одинаково мучительно, одинаково одиноко и одинаково отверженно. Потому что дружба возможна лишь между благородными, честными, правдивыми, жертвенными, беспощадными к себе и одинаково страдающими сердцами. Редко такая дружба встречается между родителями и детьми.
Дети не могут понимать родителей, родители не могут понимать детей по той причине, что цивилизация с каждым новым поколением всё больше развращает людей и дети оказываются наглее, распущеннее, бесстыднее своих родителей, причём сами родители в своё время для своих родителей были точно такими же. То есть цивилизация — это постоянная, неизменное и неотвратимое ослабление и вырождение человека.
Для того, чтобы дети хоть немного понимали родителей, родители должны намеренно держать детей в тех же условиях, в которых родились сами. Как только родители выпускают ребёнка в иное — более трудное или более лёгкое — бытие, так тут же новое бытие переопределяет сознание ребёнка и назавтра он уже не понимает родителей, а родители не узнают его.
Для того, чтобы действительно понимать друг друга, нужно находиться в одинаково трудных, а не в одинаково лёгких условиях. Потому что лёгкие условия ведут к разъединению, в лёгких условиях каждый начинает мешать другому наслаждаться лёгкостью жизни, в то время как в трудных условиях каждый нужен другому для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга.