Найти в Дзене
MoreLife

Правила Мозга.Как учиться эфективнно?

Мозг наш самый сложный орган и мы должны изучать инструменты управления и воздействия на него. "Правила мозга" Джона Медины стала последней книгой которую я прочёл. Несмотря на несомненную пользу от прочтения этой книги многих она может показаться излишне растянутой , поскольку автор не пытается упростить свои объяснения о работе мозга , а просто использует рабочую терминологию.Джон Медина не из тех писателей что объясняют "на бананах" . Я подумал что было бы не плохо написать краткое содержание этой книги , выделив тем самым ключевые положения и попытаться максимально упростить информацию. На основе собранных современными учеными данных об устройстве и функционировании головного мозга человека можно сформулировать двенадцать базовых принципов работы этого удивительно устроенного органа. 1. Работа мозга замедляется, когда вы физически малоактивны. Физическая активность очень важна для поддержания тела и ума в приемлемой форме. На своём опыте это демонстрирует знаменитый американский
Оглавление

Мозг наш самый сложный орган и мы должны изучать инструменты управления и воздействия на него.

"Правила мозга" Джона Медины стала последней книгой которую я прочёл. Несмотря на несомненную пользу от прочтения этой книги многих она может показаться излишне растянутой , поскольку автор не пытается упростить свои объяснения о работе мозга , а просто использует рабочую терминологию.Джон Медина не из тех писателей что объясняют "на бананах" .

Я подумал что было бы не плохо написать краткое содержание этой книги , выделив тем самым ключевые положения и попытаться максимально упростить информацию.

На основе собранных современными учеными данных об устройстве и функционировании головного мозга человека можно сформулировать двенадцать базовых принципов работы этого удивительно устроенного органа.

1. Работа мозга замедляется, когда вы физически малоактивны.

Физическая активность очень важна для поддержания тела и ума в приемлемой форме. На своём опыте это демонстрирует знаменитый американский эксперт в области фитнеса Джек Лаланн. Свои семьдесят он отметил, переплыв гавань Лонг Бич в Калифорнии. Во время заплыва он одновременно тащил за собой 70 лодок с людьми. Благодаря постоянным упражнениям и здоровому питанию ему удалось сохранить очень острый ум и отличное чувство юмора до глубокой старости.

Наши предки в поисках пищи проходили десятки километров в день, а их мозг привык к регулярной физической нагрузке. Поэтому если вы хотите максимально развить свои интеллектуальные способности,вам необходимо больше двигаться. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, деградируют как умственно,так и физически. Гимнастические упражнения помогут восстановить умственные способности даже тем людям, которые уже давно не выполняли никаких упражнений и не испытывали нагрузок. Простая прогулка несколько раз в неделю приятно отразится на силе вашего разума и значительно снизит риск развития мыслительных проблем в старости .

Физические упражнения так же помогают детям, испытывающим трудности с концентрацией внимания. Подвижность насыщает мозг кислородом и выводит из организма всё лишнее. Для мозга , который расходует 20% от всей нашей энергии , приток кислорода более важен чем поступления пищи и воды. Спасибо физическим упражнениям задача по обеспечению бесперебойной работы мозга выполняться намного лучше. К сожалению, многие современные профессии вынуждают много времени проводить в сидячем положении. Если бы во время работы или учебы у них было больше возможностей заниматься спортом, это благотворно отразилось бы на их разуме, здоровье и работоспособности.

2. Выживания - главный приоритет.

Первые представители человеческого вида не были физически очень сильными , однако они выживали используя свои незаурядные умственные способности. Мозг человека сложен из трёх отделов в которых содержаться все необходимые "инструменты" для выживания. Первый это“мозг рептилии”, он отвечает за главные инстинкты и рефлексы, также “мозг млекопитающего” – за познавательные функции и производство эмоций, и кора полушарий которая отвечает за высшую нервную деятельность. Люди обладают прекрасным умением адаптироваться . По ходу эволюции незаурядный интеллект позволял им приспосабливаться к самым разным изменениям в климате и их пищевом рационе. Сейчас, спасибо этому умению , человек превратился в доминирующий на планете вид среди животных. Человеческая память похожа на базу данных, с которой является фундаментом для мысленных “программы”, помогающим творчески решать проблемы. Когда вы слышите одобрение, чувствуете поддержку со стороны окружающих, ваш интеллект демонстрирует лучшее, на что он способен. А если же вы чувствуете , что вам кто-то либо что-то угрожает, то ваши мыслительные способности вянут, потому что в опасной ситуации задействуется древний “мозг рептилии”, который отвечает за банальное самосохранение.

3.У каждого из нас уникальная система нейронных связей

Нервная клетка, либо нейрон, с виду напоминает яичницу-глазунью. “Желток” который содержит клеточное ядро, а вытянутые “щупальца” на огромной скоростью принимают ,а затем передают электрические импульсы. Нейроны ответственны за усвоение новой информации.

Во время жизнедеятельности человека , он каждую секунду усваивает новую информацию ,реагируя на раздражители тем самым формируя новый  нейронные связи . Например у музыканта нейронные связи возникают между определёнными группами нейронов, у того же агронома эти групы могут быть другими.

Мозг ребенка растёт, как и его тело. Ключевая стадия развития для мозга завершается после достижения 20-летнего возраста, однако в дальнейшем мозг претерпевает множество изменений на протяжении десятилетий. Ученые очень давно пытаються понять, какие функции отвечают те или иные участки мозга. Некоторые современные исследователи считают, что у людей существует множество различных типов интеллекта. Разные люди имеют предрасположенности к разным видам деятельности. Различные участки коры полушарий ответственны за усвоение разных сведений и навыков, именно поэтому сканограмма мозга одного человека будет отличаться от сканограммы мозга другого человека, даже в том случае если эти люди являються близнецами. По этой причине образовательные программы должны учитывать индивидуальные особенности мозга учащихся .

4. Чем интереснее тем больше вовлеченность.

Чем скучнее текст который мы читаем , тем сложнее нам сосредоточиться на нём. Поэтому, если вы выступаете перед аудиторией, сразу сделайте всё что бы пробудить у людей интерес к теме разговора . Если в первые минуты вы этого не сделаете люди утратят интерес.

Что касается мультизадачности , так это скорее миф о Цезаре чем правда. Наш мозг не любит делать несколько дел одновременно. Такой человек совершает на 50% больше ошибок и ему требуется для завершения работы на 50% больше времени, чем тому, кто выполняет задачи поочерёдно. Как показали исследования, разговаривать по мобильному телефону за рулем автомобиля не менее опасно, чем управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Мультизадачность во время вождения вторая причина по количеству аварий после вождения в нетрезвом виде.

Из-за нейрохимических особенностей функционирования мозга люди намного лучше запоминают эмоционально окрашенные ситуации, чем события, вызвавшие вялые эмоции. При эмоциональной встряске мозг вырабатывает дофамин, который обостряет наше внимание и создаёт чувство удовольствия, в таком случае воспоминания становятся более стойкими. В стрессовых ситуациях мозг практически не воспринимает подробности происходящего, пытаясь сосредоточиться на общей картине. Поэтому , если вы кого-то обучаете, для начала перечисляйте главную информацию, а уже затем сообщайте детали по порядку возрастания их значимости. Преподносите информацию 10-минутными порциями, делая между ними развлекательные паузы которые помогут перезапустить процесс фокусировки внимания.

5. Ассоциативные связи – то на чём строиться кратковременная память.

Для начала новая информация поступает в кратковременную память. Мы можем назвать её "оперативной". Дальше она либо поступает в долговременную память либо забывается . В течение месяца после обучения ученики забывают 90% процентов изученного материала. Что бы информация поступила в долговременную память важно создавать для неё ассоциации. Это создаст более устойчивые нейронные связи. И чем безумнее они будут-тем лучше. Так же очень важно интервальное повторение.

6. Повторение – основа долговременной памяти

Кратковременное запоминание информации становиться лучше, если она подкреплена аудио и видеоматериалами. А срок хранения информации для долговременной памяти увеличивается если человек периодически её повторяет. Наши воспоминания угасают со временем если мы к ним не возвращаемся. Через несколько лет после события, память о котором была чёткой яркой, нам уже очень сложно припомнить подробности происшедшего.

Следования показывают что мозг забыв те или иные детали, может создать ложные воспоминания, чтобы сохранить логическую связность в концепции сюжета. Этот феномен часто приводи к искажению свидетельских показаний в ходе судебного разбирательства.

Что бы что-то хорошо и надолго запомнить нужно отнестись к этому очень серьёзно. Нужно очень хорошо сфокусировать своё внимания на объект изучения. Чем больше деталей мы воспринимаем, тем легче нам будет потом воспроизводить информацию. Если вы не выполняли домашние задания, то запомнить пройденный материал в ночь перед экзаменом у вас врядли получиться. Усваивать новую информацию стоит регулярно, часто, небольшими порциями и делая перерывы.

7. Хороший сон — залог успешной мозговой деятельности.

В случае недостатка сна, человеческий организм начнёт давать сбои. Несколько суток бессонницы и вы испытаете сильнейшую усталость, расстройство пищеварения, раздражительность, ухудшение памяти, проблемы с ориентацией в пространстве и даже можете испытать параною и галлюцинации.

Люди привыкли считать что сон это отдых. Однако для нашего мозга это не так . Сканирования во время сна выявляет более сильную электрическую активность чем во время бодрствования.По всей видимости мозг обрабатывает информации полученную во время бодрствования.

 Смена периодов сна и бодрствования подаётся циркадным ритмам. Оптимальный режим сна для каждого определяется на генном уровне. Любители вставать ранним утром (“жаворонки”) составляют около 10% населения, а еще 20% (“совы”) ложатся спать очень поздно. Циркадные ритмы всех остальных людей находятся между этими двумя крайностями. Огромной проблемой являться рабочие графики которые в основном одинаковы для всех груп, что для некоторых из них критично.

Вы замечали усталость после обеда? Не переживайте, так происходит практически у всех. Однако подремав 30 минут, вы решите эту проблему и ускорите работу мозга до конца дня. Если вы чувствуете сонливость значить ваш мозг нуждается в этом , о чём он вас уведомляет .

Учащиеся же, которые недосыпают хотя бы по часу в день, рано или поздно сталкиваются со стремительным падением успеваемости. Недосыпание ухудшает абсолютно все когнитивные функции. Внимание, настроение, способность принимать решения, кратковременную память, логику и математические навыки. Физиология сна предполагает что работоспособность каждого человека будет максимальной, если график его работы станет соответствовать его циркадным ритмам. То есть уроки в школах должны начинаться как можно позже, поскольку в подростковом возрасте люди имеют естественную склонность к более позднему пробуждению.

8. Хронический стресс препятствует обучению

Легкий стресс оказывает благоприятное воздействие на способность усваивать новую информацию, однако хронический стресс наносит вред мозговой деятельности. Иногда хронический стресс может привести к “приобретенной беспомощности” – психологическому состоянию, в котором человек теряет надежду. В таком состоянии человек просто свыкается и перестаёт принимать какие-либо действия для изменения ситуации.

В стрессовой ситуации человек первым делом реагирует по схеме "бей или беги". Хронический стресс ухудшает способность работы с числами и символами. Если у человека постоянный стресс,он испытывает сложности в обучении, ему сложнее сфокусироваться, запоминать информацию и выполнить задачи.

Также стресс наносит большой вред детской психике: в семьях, где родители часто ругаются, дети в последствии с большим трудом управляют своими эмоциями, они чаще прогуливают школу, что как следствии приводит к низкой успеваемости. Американский психолог Джон Готтман разработал программу “Счастливый дом для ребенка”, которая призвана обучить молодые пары навыкам общения в семье. Детей тех родителей которые участвуют в этой программе отличает более высокий уровень интеллекта, чем у детей, рожденных в семьях подверженных постоянным сорам.

9. Задействуйте больше органов.

Чтобы облегчить учебный процесс, задействуйте больше органов чувств. Как известно, учебный материал запоминается лучше, если к нему предоставленны иллюстрации. Чем больше точек входа для информации, тем лучше она запоминается. Новые сведения более долго остаются в памяти, если мозг получает их в сопровождении различных сенсорных данных – например, совместно с запахами или звуками.

Подумайте почему работникам кофеен Starbucks запрещено пользоваться парфюмерией? Да,всё верно, она может перебивать для клиентов аромат кофе.

10. Зрение – приоритетный источник информации для мозга

Несмотря на то что мультисенсорное восприятие лучше чем восприятия с одной точкой входа, всё же зрение является самой эффективной точкой из всех.

Если изменить цвет вина в бокале, можно сбить с толку даже самого лучшего дегустатора. Он попросту проигнорирует вкус и аромат, опираясь на то что видит. Зрение доминирует над остальными органами чувств. Обработка зрительных сигналов в мозге чрезвычайно сложна: если в зрительном поле возникают пробелы, то мозг попытается самостоятельно их заполнить.

Примером очень сложной умственную деятельности представляет собой чтение, ведь наш мозг воспринимает каждую букву как отдельный визуальный сигнал.

11. На работу мозга человека влияет его пол

У мозга мужчины и мозга женщин обнаружены анатомические и функциональные отличия. Например, женщины синтезируют серотонин который является“гормоном счастья” медленнее, чем мужчины. Представители разных полов по-разному реагируют на стрессовую ситуацию:во время стресса женщины становиться более заботливы, а мужчины в свою очередь стремятся к изоляции. Так же мужчины более подверженный к депрессивным всплескам. Однако это не говорит о каком либо преимуществе одной из сторон в целом.

12. Азарт исследователя облегчает обучение

Вспомните детей. Когда маленький ребёнок делает первые шаги, он оказывается в роли исследователя изучающего реальность. Он похож на учёного выявляющего причинно-следственные связи в разных явлениях. Мозг ребёнка старательно собирает информацию, которая в дальнейшем поможет ему понимать окружающий мир. Когда человек становиться взрослым, его ум остается таким же подвижным – наша способность к обучению остается с нами на всю жизнь. Однако мы принимаем большинство старых положений как истину, истину неоспоримую, которую нельзя подвергнуть сомнениям. Мы забываем кто мы в первую очередь-иследователи, первооткрыватели. Человеку никогда не стоит прекращать обучение.