Современная Швейцария – сказочно благополучная страна, принципиально сторонящаяся всяких войн и свято соблюдающая нейтралитет в любых вооруженных конфликтах. Трудно поверить, но когда-то давно это небольшое государство, компактно расположенное среди гор и плотно обжатое соседями, славилось тем, что является общеевропейским инкубатором, поставляющим мировым лидерам отменных солдат. Даже сегодня рассказывают легенды о верности швейцарцев, охранявших Ватикан или служивших французским королям.
Уникальность Швейцарии как поставщика наемников не в том, что в искатели приключений подавались младшие дети средних и мелких землевладельцев (это нормальная практика той поры), а в том, что поставка бойцов велась как часть государственной экономической программы – желающий воспользоваться услугами верных наемников обращался непосредственно в правительства швейцарских кантонов, а уж те решали проблему кадров как посредники.
Естественно, что такая рыночная специализация требовала определенной мифологии. И Швейцария, долго боровшаяся за свою независимость то с одним, то с другим соседом, такую мифологию создала.
Особенно яркий пласт относится к эпохе, когда швейцарцы отбивались от австрийцев. Именно о тех временах рассказывает легенда о Вильгельме Телле, убившем в 1307 году ненавистного и жестокого Альбрехта Гесслера графа Брунека, представлявшего в землях Швейцарии императора. Долгое время считалось, что крестьянин этот существовал реально. Но вот современные ученые нашли в преданиях о Телле ряд признаков, указывающих на собирательный характер этого образа и его апокрифичность.
Между тем в Швейцарии любят рассказывать легенды и про другого местного героя – Арнольда фон Винкельрида. Тот жил немного позднее Телля, что не помешало ему бороться с австрийцами не менее рьяно. И, по слухам, он даже отличился в битве при Земпахе (это 1386 год), когда швейцарскому ополчению удалось наголову разгромить силы Габсбургов. Правда, этот подвиг оказался последним в жизни героя – он пал, обеспечив победу своей партии.
Суть деяния сводится к следующему. Австрийский Леопольд III наткнулся на ополчение Швейцарского союза и решил, что пред ним все силы врага. На деле он наткнулся только на авангард в 2000 человек, за которым следовало еще 4000. Австрийцев же было примерно 4000 человек. То есть швейцарцы превосходили противника численно, но по вооружению сильно уступали.
Костяк австрийского войска составляли конные рыцари. Но поле боя, зажатое между лесом и озером, никак не годилось для лихого кавалерийского наскока. Так что рыцари спешились и пошли в бой своими ногами. Правда, не забыв прихватить с собой кавалерийские пики. То есть они стали действовать примерно так, как немного позднее будет работать испанская терция – по примеру античных фаланг принялись вытеснять противника с поля боя. Швейцарцы, имевшие плохенькие доспехи и коротковатые для такой практики алебарды, сначала вроде как замешкались и обозначили отход. Но тут храбрейший из храбрых Эрни Винкельрид (вариант имени персонажа) бросился на пики врага, умудрился сгрести в охапку сразу несколько наконечников и пригнул эту вязанку к земле, призывая соотечественников рубить древки и действовать так, как он сам только что продемонстрировал.
Вроде как этот поступок не просто вдохновил швейцарцев, но еще и показал им верный тактический ход. Так что через пару часов австрийцев разгромили, потеряв убитыми всего пару сотен. Ну а у австрийцев погибших насчитали как минимум впятеро больше, причем убиенным числился и сам герцог Леопольд III, да человек пять рангом пожиже из его ближайшего окружения.
Любопытно, что в хрониках, написанных сразу после сражения и на протяжении последующих 90 лет нет ни слова о подвиге Арнольда фон Винкельрида, да и о нем самом не упоминается. Зато позднее в одной из хроник рассказывается о безымянном герое, поступившем именно так, как говорится в легенде. А еще позднее, после жестокого разгрома швейцарцев в 1522 при Бикокке, появляется песня, в которой этот же подвиг обретает своего автора. Вот в этой-то песне и звучит впервые имя Арнольда фон Винкельрида. Затем формируются новые подробности его гибели, и первоначальная короткая фраза этого воина с призывом рубить пики постепенно выросла в серьезную речь с громкими и пафосными призывами и размышлениями о судьбах родины и ролью личности в трудные часы невзгод и социальных потрясений.
Такое появление Арнольда фон Винкельрида из небытия с присвоением себе деяния, до той поры безымянного, давало повод ученым считать персонажа народным вымыслом. О чем уже говорили в XVI столетии. Вот только в XIX веке нашли второстепенные документы, в которых упоминается Арнольд Винкельрид из Унтервальдена. Однако из документов тех следует, что он был предводителем тех самых знаменитых швейцарских наемников. И что он пал смертью храбрых именно в 1522 году в сражении при Бикокком. И как раз тогда появилась та самая народная песня с описанием сражения 1386 гуда, в реалии которого и перенесли погибшего Арнольда Винкельрида из Унтервальдена. Все же гордиться такой смертью, пусть и славной, куда проще на фоне победы, чем в горькие минуты поражения. Так начался складываться миф о рыцаре из Швейцарии, сумевшего своим самопожертвованием изменить ход битвы. Так что сегодня в сказочно благополучной маленькой стране вечного нейтралитета памятники Винкельриду количественно мало уступают монументам Теллю.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала