Себастьян Хафнер . "История одного немца. Частный человек против тысячелетнего рейха"
Когда читаешь исторические книги про трагические события, происходившие в другой стране, самое худшее, что может быть это словить себя на чувстве « déjà vu», синонимичности описываемого времени с чем-то знакомым из прошлого своей страны, а возможно и настоящего. Именно это со мной произошло при чтении книги Себастьяна Хафнера «История одного немца». Чувство близости повествуемых событий с сегодняшним днём и удивительная новизна рассказа истории через жизнь частного человека настолько меня поразили, что я решил подробнее рассказать об этой очень достойной книге.
Книга «История одного немца» написана в 1939, после того как писателю удалось сбежать из фашистской Германии. Автор романа - Хафнер (наст. имя Раймунд Претцель) чистокровный немец, который после прихода Гитлера к власти весной 1933 года отказался от своей юридической карьеры и уехал из Германии. Удивительно как он смог в возрасте 30 лет понять и осознать – то что происходит<капринесет огромный вред его стране, культуре и его людям. Он смог разглядеть, что за приход к власти нацизма – немецкому народу придётся нести ответственность ещё очень долго. Хафнер полагал, что любой человек живя в системе нацизма, тем самым помогает режиму.
«История одного немца» представляет собой сумму воспоминаний с их глубоким анализом и причинам случившегося с 1914 по 1933 годы в Германии. Так как все события достаточно свежи в памяти писателя, да ещё и изложены в прекрасном стиле. Роман читается как антиутопия Оруэлла "1984" , да ещё и основанная на реальных событиях. Главный вопрос, который ставит перед собой автор, «Как так произошло, что фашисты оказались у власти»? Как так получилось, что за какие-то несколько лет Германия превратилась в такую страшную беспощадную не только к евреям, диктатуру?
«Целому немецкому поколению тогда был удален очень важный душевный орган, придающий человеку устойчивость, равновесие, а также, разумеется, и тяжесть. Он проявляет себя как совесть, разум, житейская мудрость, верность принципам, мораль или страх божий. Целое поколение научилось - или вообразило, что научилось - идти по жизни без тяжести, без балласта. Предыдущие годы были хорошей школой нигилизма. В 1923 году немцы поступили в академию нигилизма»
Себастьян Хафнер "История одного немца."
К сожалению, у нас не принято преподавать историю, через рассказ одного частного человека. У нас же все через великих вождей, царей и даты их рождения и смерти, великих битв и сражений. За этим теряется вся суть истории. Появляется сухость и отрешенность прошедших событий от сегодняшнего дня. Ты не представляешь этих людей как людей, когда либо живших и переживающих свои взлёты и падения, они просто портреты с учебника.
Опыт повествования через рассказ одного человека даёт намного больше объёма. Что люди читали, какую музыку слушали, как относились к спорту и так далее. Это делает историю историей, а не просто набором фактов о количестве погибших, завоеванных территориях, выигранных сражений...
Анализируя причины прихода к власти нацизма, Хафнер делает вывод, что всему виной оказались два бурных десятилетия предшествующих Гитлеру. Рассказывая про Первую мировую, автор говорит, что для многих юных немцев это был восторг, она воспринималась как спортивное состязание. Но тяжелое поражение подействовало как похмелье (Критик Галина Юзефович сравнивает этот период в истории Германии с Холодной войной и последующем распадом СССР. Далее Хафнер рассказывает о последовавшей после войны гиперинфляции и провале левых. (Это довольно похоже на наши 90-е годы)
Книга изобилует аналогиями с сегодняшним днём.
Искушение самоизоляции — достаточно важное явление современности, так что стоит в него вглядеться попристальнее. Самоизоляция сыграла свою роль в том психопатологическом процессе, что с 1933 года полным ходом идет в Германии, охватив миллионы людей. Большинство немцев находятся сейчас в таком душевном состоянии, которое нормальному человеку представляется в лучшем случае серьезным душевным заболеванием, тяжелой истерией.
Себастьян Хафнер "История одного немца."
Однако важно помнить, что исторические аналогии не должны восприниматься буквально. Главное, что делает это книга это задаёт вопросы: Как оторвать себя от того, из чего состоишь? Можно ли желать уничтожение своей стране? Как общаться с близким людям, впустившим это чудовище внутрь себя? Что считать компромиссом, а что уже соучастием?
Этот текст служит нам скорее предостережением. Мне кажется очень важным не просто увидеть проблему, но и способность сказать – «мы идём не туда». Наверно это и есть патриотизм.