Найти тему
Михаил Гарцев

Противоречивый "антисемитизм" Достоевского и Гоголя

-2

Однажды Рома Винокур мне задал вопрос:

Разве ты не будешь читать Гоголя и Достоевского лишь потому, что они были антисемитами?" ( c) Роман Винокур

Ну, не надо их считать такими уж ортодоксальными антисемитами с такими лобовыми антисемитскими фразами, как у Аббакумова, которые я тут приводил. Они, конечно, могли поругать жиддов (тогда это слово не содержало такой негативный контент, который ему стал присущ в ХХ веке), но надобно, дорогой Рома, уметь читать между строчек.

У Достоевского была страстишка, на которой его часто ловили, естественно, что когда государевы очи впирались в него и намекали, что не мешало бы перевести гнев народный в нужное русло, он не мог отказать.

-3
-4

'...И действительно, вся деятельность евреев в этих наших окраинах заключалась лишь в постановке коренного населения сколь возможно в безвыходную от себя зависимость, пользуясь местными законами. О, тут они всегда находили возможность пользоваться правами и законами. Они всегда умели водить дружбу с теми, от которых зависел народ, и уж не им бы роптать хоть тут-то на малые свои права сравнительно с коренным населением...' (c) Федор Достоевский
-5

А действительно, какого черта Достоевский не указал, откуда взялись эти МЕСТНЫЕ ЗАКОНЫ, чай, не за красивые глаза ВОДИЛИ ДРУЖБУ с жидами эти крутые русские паханы, как 'местного', так и 'всероссийского' масштаба? Увы, это типичное явление, и писатели намного умнее и талантливее нынешних, меркнут и вянут под взором 'государственных мужей', которые, играя на их разнообразных страстишках, требуют от них помощи в направлении народного гнева в 'нужное русло'. Уверен, что корни антисемитизма таких апостолов литературы, как, например, Достоевский или Розанов, зиждутся на тех же слабостях и несовершенстве человеческой природы, как и у примитивных нынешних.

В ту эпоху антисемитизм в России был обычным явлением как на бытовом уровне, так и на государственном. Например, Министерство внутренних дел поручило своему высшему чиновнику составить доклад об убийстве евреями христиан с ритуальными целями. В 1844 году результат этой работы был опубликован в количестве 10 экземпляров и роздан высшим представителям власти под названием: «Разыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их». Многие, если не все, в это верили, хвалить евреев было даже опасно.

Могущественный прокурор святейшего синода К. Победоносцев был уверен, что евреи начали борьбу за захват страны.

-6

В письме к Достоевскому от 19 августа 1879 года он замечает:

«А что вы пишете о жиддах, то совершенно справедливо. Они всё заполнили, всё подточили, однако за них дух века сего. Они в корню революционно-социального движения и цареубийства, они владеют периодической печатью, у них в руках денежный рынок, к ним попадает в денежное рабство масса народная, они управляют и началами нынешней науки, стремящейся встать вне христианства. И за всем тем — чуть поднимется вопрос об них, поднимается хор голосов за евреев во имя якобы цивилизации и терпимости, т. е. равнодушия к вере. Как в Румынии и Сербии, так и у нас никто не смей слова сказать о том, что евреи всё заполнили. Вот уже и наша печать становится еврейской»

-7

Естественно, что даже талантливые писатели РИ, испытывали благоговейный трепет перед святейшим синодом и не перечили ему. Кроме того, они были людьми, хорошо образованными и начитанными, а о евреях писалось, что это племя ничего не берет, "богоизбранцы" стойко, невзирая на бесчеловечные гонения, идут к намеченной цели - захвату мира.

-8

Тут уже не благоговейный, а экзистенциальный ужас пронзал душу даже такого великого писателя, как Достоевский, и он не жалел черных красок, когда описывал в своих романах и публицистике евреев, но противоречия встречались у него на каждом шагу. Например, как и Гоголь, он их показывал читателю жалкими, грязными, трусливыми, жадными, хитрыми и в то же время беспомощными, но как это согласуется с этим:

«Но уже 40-вековое, как вы говорите, их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не могла, в продолжение всей истории, не формироваться в разные status in statu (государство в государстве. — М. Г.)...
'... приписывать status in statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения - недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некоторая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова'. (с) Федор Достоевский

-9

И всё время оправдывался: мол-де, он не антисемит, он всегда и везде стоит за равноправие евреев.

Достается и русским:

"Правда, в России и от русских-то не осталось ни одного непроплёванного места (словечко Щедрина), а еврею тем «простительнее». Но во всяком случае ожесточение это свидетельствует ярко о том, как сами евреи смотрят на русских. Писал это действительно человек образованный и талантливый (не думаю только, чтоб без предрассудков)" (с) Федор Достоевский

В своем Дневнике писателя за март 1977 года, отвечая многим господам, обвинявшим его в антисемитизме, он, наверное, одним из первых вводит разделение на евреев и жиддов: мол-де, он против евреев ничего не имеет, но он против самой "жиддовской идеи", его пугает "идея захвата мира жиддами". Беспомощное оправдание. Разделение народа на жиддов и евреев - распространённое явление, поддерживаемое антисемитами.

Это равносильно тому, как если бы хороших украинцев звали украинцами, а плохих - хохлами. Хороших русских - русскими. Плохих русских - кацапами. ЧУШЬ СОБАЧЬЯ. ЕСТЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ, И ЕСТЬ ХОРОШИЕ ЛЮДИ. Привнесение в этот контекст национальных оттенков - потакание нацистам любых мастей, разжигание национальной вражды.

Однако таланливого писателя можно понять. Он хорошо знал историю. Евреи, хананеи, халдеи, фракийцы, ассирийцы (кстати, первое рассеяние евреям устроил ассрийский царь, где теперь ассирийцы и где евреи?), филистимляне, скифы, персы, хетты, аморреи, амалектиняне... Кроме евреев, где эти народы? Кто сберег евреев, если их перманентно уничтожали почти все, кому не лень? Только Он, ибо это был ЗАВЕТ с богоизбранным народом. Ради этого народа Он сам себя распял, видя все несовершенство человеков. Распяли Его, кстати, не евреи, а легионеры Рима, но Понтий Пилат как бы оказался ни при чем: мол-де, раввины под вопль толпы "РАСПНИ!" уговорили.

-10

Но если бы Он не захотел, то не распяли, значит, это часть Промысла Божьего, понять нам этого не суждено, ибо неисповедимы пути Господни. А эти народы никто так не уничтожал, как евреев, а где они? НЕТУСИ! В течение тысячелетий евреи подвергались жестоким преследованиям. Предпринимались самые жестокие попытки истребить их. Египетские фараоны, ассирийские цари, римские императоры, скандинавские завоеватели, готские принцы, святые инквизиторы — все, как один, направляли свою энергию на выполнение общей цели — уничтожение евреев. Изгнания, ссылки, пытки, казни, избиения — всё это применялось против евреев в самом широком масштабе и всё безуспешно. Любой народ при таких условиях разложился и погиб бы, но евреи, наоборот, размножались.Вывод. ЗАВЕТ евреев с БОГОМ был, и БОГ, несмотря на многовековой перманентный ХОЛОКОСТ, евреев сберег.

Значит, ИУДАИЗМ - ВЕЛИКАЯ РЕЛИГИЯ!

-11

Достоевский все это понимал как никто другой, Гоголь тоже, но они были сынами русского народа, адептами ПРАВОСЛАВИЯ, экзистенциальный ужас охватывал их и они просто боялись этой непобедимой СИЛЫ, но ЖИДДА-МИРОЕДА, типа крупного капиталиста-олигарха, держателя миллиардов, представляющего реально опасную силу, в их произведениях нет, только жалкие и беспомощные, но хитрые и коварные, однако еле-еле сводящие концы с концами людишки - прототипы встреченных ими евреев.

-12

Гоголь хоть и рисует жиддов с присущим ему юмором и обличительством, как и положено было в его время, на самом деле показывает казаков мародерами, не желающими работать, а евреев тружениками, хоть и живущими крайне бедно (а что делать, если все их грабили, кому не лень), но главное - преданными людьми, а не предателями.

НЕТ, ЧЕСТНОСТЬ ХУДОЖНИКА, НЕ ПОЗВОЛИЛА БОЛЬШИМ МАСТЕРАМ СЛОВА ПОКРИВИТЬ ПРОТИВ ИСТИНЫ.

Гоголь с тайной усмешкой объясняет, каким макаром нажито богатство Тараса? Может быть, усердной работой на своей земле? Да нет! Лихим запорожцам сие в западло.

-13

-14

'Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой?' А между тем, в доме его 'на полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена'. (с) Николай Гоголь

Так откуда же взялись деньги? Проклятый жидд Янкель, которого судьба связала с Тарасом дружбой без предательства, так сказал своему благодетелю:

'Ай, славная монета! Ай, добрая монета! - говорил он, вертя один червонец в руках и пробуя на зубах. - Я думаю, тот человек, у которого пан обобрал такие хорошие червонцы, и часу не прожил на свете, пошел тот же час в реку, да и утонул там после таких славных червонцев'.(с)

А как поучал кошевой молодых казаков перед походом?

'Я знаю, есть между вас такие, что чуть Бог пошлет какую корысть, - пошли тот же час драть китайку и дорогие оксамиты себе на онучи. Бросьте такую чертову повадку, прочь кидайте всякие юбки, берите одно только оружье, коли попадется доброе, да червонцы или серебро, потому что они емкого свойства и пригодятся во всяком случае' (с)

-15

-16

В общем, как бы это красиво ни звучало, речь идёт о банально-тривиальном мародёрстве, что вряд ли понравится современному человеку.

Можно еще вспомнить благородство презренного жидда Янкеля, который самоотверженно идет со своим благодетелем Тарасом в логово врага, придумывая различные хитроумные варианты, и успешно организует встречу Тараса с сыном.

-17

Да, Рома, ну, ты сравнил: банально-тривиальный антисемитизм Аббакумова и "хитрый" противоречивый антисемитизм великих писателей, которые видели в жидах больших тружеников, а не мародеров, и главное - преданных людей тем, с кем довелось им жить вместе. Весьма горькая судьба, если люди, которым евреи были преданы, предавали их. Все это зафиксировал зоркий взгляд больших мастеров слова.

Большой художник всегда гуманен и всегда на стороне обездоленных и гонимых, даже если внутренний голос (воспитание, традиции, стереотипы, предрассудки) и внешний оклик (око государево) не позволяют, он протягивает им руку.

"Ведь пастор и раввин соединились в общей любви, ведь они почти обнялись над этой могилой в виду христиан и евреев. Что в том, что, разойдясь, каждый примется за старые предрассудки: капля точит камень, а вот эти-то «общие человеки» побеждают мир, соединяя его; предрассудки будут бледнеть с каждым единичным случаем и наконец вовсе исчезнут". (с) Федор Достоевский

-18

-19