Уже поздно искать ответ на типично русский вопрос "Кто виноват?", пора отвечать на вопрос "Что делать?"
Одним из главных последствий боев в Товузе 12-16 июля стала отставка министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и назначение на эту должность Джейхуна Байрамова. Скоропостижная смена главы внешнеполитического ведомства Азербайджана неожиданно резко и даже кардинально изменала стиль и формат самопрезентации страны на международной арене, что вызвало, как минимум, когнитивный диссонанс у политиков, политологов, политтехнологов и иных медийных персонажей, позиционировавших себя специалистами или экспертами по Южному Кавказу. Все они привыкли к тому, что после каждого очередного локального боестолкновения в Нагорном Карабахе или на линии армяно-азербайджанского фронта официальный Баку, по сложившейся за 30 лет существования нагорно-карабахского конфликта традиции, привычно для себя мобилизует собственную прессу для клеймения в Сети "армянского агрессора", сделает пару громких заявлений по дипломатической линии и, не достигнув этим никакого практического результата, через некоторое время успокоится. Никто каких-либо серьезных и социально значимых афтершоков после случившихся боев, признаться честно, не ожидал.
Однако событиям стали развиваться по совершенно иному сценарию или алгоритму, что оказалось не просто новостью, но и сюрпризом для тех, кто не ожидал чего-либо иного, помимо ставшей уже привычной инертности официального Баку в отстаивании собственной позиции по карабахской проблеме в информационном пространстве. Все в полной уверенности ждали, что азербайджанские масс-медиа пошумят пару недель из своего "апшерогнского угла" и, устав, успокоятся, и ситуация вокруг нагорно-карабахского конфликта по накатанной вернется на круги своя. Но не тут-то было: МИД Азербайджана,преобразившись буквально за сутки после смены руководства, в одночасье перестал воспринимать диаспору как источник обогащения дипломатического корпуса и без раскачки начал использовать ее как инструмент претворения в жизнь принципов и задач внешней политики государства, чего, признаться честно, никто в мире не ожидал. В США, Бельгии, Молдове, России и других странах активисты местных азербайджанских общин провели публичные — не всегда и не везде массовые, но какие могли, такие и провели, раньше вообще никаких не было — акции солидарности со своей исторической родиной, которые вызвали широкий общественный резонанс и интерес мировой прессы. Зная этническую ментальность азербайджанцев, я никогда не поверю в то, что они вышли на улицы спонтанно, предварительно не заручившись от посольств и консульств моральной поддержкой своих действий. По сути, они взяли на себя функцию event-менеджеров, выведя проблематику нагорно-карабахского конфликта из тиши кабинетов и социальных сетей на улицу, чтобы привлечь к нему внимание людей, проживающих от него за тысячи километров. И это им удалось.
Активисты армянской диаспоры, за десятилетия уже привыкшие к своей монополии в деле формирования общественного мнения вокруг нагорно-карабахского конфликта и вообще проблемы армяно-азербайджанского и армяно-турецкого противостояния на Южном Кавказе, не захотели с этим мириться и, зная о своем численном превосходстве и лучшей социальной организации — особенно в штате Калифорния, где уже много лет орудует армянская уличная банда Armenian Power, сильно потрепанная ФБР пару или чуть более лет назад, — атаковали азербайджанцев, чтобы прогнать их с улиц. Многочисленные видео драк, спровоцированных боевиками армянской диаспоры, а где-то и армянской мафии, широко разошлись в интернете, расширяя ареал нагорно-карабахского конфликта до поистине глобальных масштабов, после чего факт его существования невозможно замолчать или похоронить в тиши бюрократических кабинетов. Армяне, как это часто бывает, хотели сделать как лучше, а получилось у них как всегда — с шумом, гамом, криками и кровью, которые так любит пресса, в результате чего, желая не допустить широкого общественного резонанса на факт и итоги боев на армяно-азербайджанской границе в Товузе, сами привлекли внимание к этой теме. В результате этого территориальный конфликт между Арменией и Азербайджаном из набившей оскомину тягомотины сразу же превратился в рейтинговое событие и расцвел красками сенсации, вызвав всеобщий интерес, который сейчас властям Армении явно не нужен.
Насилие армян из диаспоры против азербайджанцев из диаспоры спровоцировало ответную агрессию, после чего азербайджанцы стали отлавливать армян на улицах и бить их, давая все новую новостную пищу для криминальной хроники. Вслед за этим начались обоюдные погромы объектов бизнеса, которые свой самый широкий и массовый масштаб приобрели, как это ни странно, в Москве, что особо не удивительно, если принимать во внимание тот факт, что в столице России в настоящее время легально проживают 1,2 миллиона этнических азербайджанцев и 400 тысяч армян, а вместе они реально составляют восьмую часть населения Первопрестольной. То есть после боев в Товузе в нагорно-карабахский конфликт посредством армяно-азербайджанских драк, провокаций и обоюдных погромов оказались вовлечены в той или иной форме — от сочувствия до участия — более 10 процентов жителей Москвы, что стало шоком для российских властей. Конечно же, в потасовках участвовало не более 150-200 человек с каждой из сторон, а может быть и того меньше, но вызванный ими резонанс и отснятые с мест событий многочисленные видеоролики, размещенные в интернете, взбудоражили умы миллионов. Президент Путин из-за этого был вынужден созвать заседание Совета Безопасности, что само по себе говорит о масштабе и актуальности этого вопроса.
Административно-полицейское решение данной проблемы в России было найдено и реализовано быстро: зачинщики драк выявлены и задержаны, часть из них сейчас готовится к депортации на родину, послы двух стран были вызваны в МИД России, после чего они синхронно обратились к соотечественникам с призывом утихомириться и соблюдать российские законы, чиновники из аппарата президента и мэра Москвы стремительно провели профилактические беседы с представителями крупного бизнеса из враждующих диаспор, потребовав от них сделать от своего имени для прокремлевской прессы публичные примирительные заявления, закрыв одновременно с этим финансирование националистических проектов, после чего накал страстей во взаимоотношениях между армянами и азербайджанцами в Москве вроде бы как спал, а последствия влияния нового витканагорно-карабахского конфликта на внутрироссийскую действительность оказались купированными. Но это ненадолго, так как до сих пор не устранена его главная и единственная геополитическая или военно-политическая причина — армянская оккупация азербайджанских земель. И как только на линии фронта в Нагорном Карабахе или на линии государственной границы между Арменией и Азербайджаном в каком-то другом месте вновт начнутся бои, то и в России надо будет ждать армяно-азербайджанских погромов. Прецедент уже был создан и создан вполне успешно, молодежные группировки каждой из диаспор уже перешли черту обоюдной ненависти, принеся Карабах в Москву и другие города России, и конфронтация между ними уже не прекратится, пока в Карабахе не разразиться большая война, которая выявит окочательного победителя в вековом противостоянии армян и азербайджанцев.
По официальным даным МВД России, по следам драк между армянами и азербайджанцами на межнациональной почве в разных районах Москвы задержано более 30 человек, некоторые из них обвиняются в хулиганстве и разбое, другие проходят по административным делам, трое арестованы судом, среди задержанных есть и граждане России, и иностранцы обеих нациолнальностей. Следовательно, они группировались и объединялись не по принципу гражданственности, а по признаку этничности, что само по себе является наглядным доказательством того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном на Южном Кавказе является объективным и реальным фактором дестабилизации внутри России, а это значит, что от участия в его скорейшем и справедливом разрешении ее властям уйти в сторону, как это ранее было ни раз, уже не получится. Своей тотальной нерешительностью или боязнью ответственности выбора Кремль своими руками вносит ссору в собственный дом, хотя точно знает, кто прав, а кто виноват в нагорно-карабахском каонфликте.
Надо трезво отдавать себе отчет в том, что спрятатся от ответа на вопрос, на чьей стороне Россия в нагорно-карабахском конфликте, не удастся, хотя всем и без того понятно, что она в силу целого комплекса самых разных причин — геополитических, военно-технических, экономических, исторических и прочих — пусть не прямо, но косвенно в противостоянии Баку и Еревана поддерживает последний. Это видно хотя бы потому, что заявляя о своей равноудаленности от сторон конфликта в Карабахе, тем самым Москва ставит знак равенства между агрессором и жертвой агрессии, что само по себе безнравственно. Но нравственность в политике умерла, как известно, еще во времена Крестовых походов и разграбления Константинополя западноевропейскими рыцарями в 1204 году, поэтому говорить об этой категории сегодня глупо и бессмысленно. И пока Россия во внешней политике будет следовать подлой практике крестоносцев, внутреннего мира и спокойствия она не получит.
Приглашаю всех читателей обсудить публикацию в комментариях. Некорректные высказывания и провокации будут подвергнуты жесткому и беспощадному осмеянию и глумлению.
При перепечтке ссылка на канал "Карабах: взгляд из России" ОБЯЗАТЕЛЬНА