Мой, ныне 7-летний, сын – дотошно-любознательный мальчик. Как только он научился говорить, он постоянно всем интересуется.
Казалось бы, что тут такого? Все дети в какой-то период своего развития бывают почемучками. Но у сына "почему" не заканчиваются. Обычно первыми иссякают мои ответы, и даже Интернет мне не может помочь. А я ведь терпеливая, я никогда не говорю ребёнку "отстань" или "не знаю". Я из тех мам, которые садятся на корточки перед малышом и всегда всё объясняют. Если я не знаю ответа, я обещаю в ближайшее время всё выяснить и объяснить, но мне не всегда это удаётся с сыном. А теперь, когда он не малыш, объяснять становится всё сложнее.
Вот, например, дочь, которой сейчас 8 лет, когда-то спросила, почему шведская стенка именно шведская, а не русская и не китайская. Я ответила, не задумываясь, что, по всей видимости, подобную конструкцию изобрели в Швеции. Всё вопрос исчерпан.
Но совсем другое дело сын:
– В Швеции? А когда?
Пришлось лезть в Интернет и сообщить, что в 19 веке.
– А когда именно, в каком году? – спросил сын. – и что было до того, когда изобрели шведскую стенку, чем пользовались люди? А в других странах чем пользовались?
Пришлось выяснять подробнее.
И выяснилось, что вообще-то немецкий педагог Иоганн Гутс-Мутс ещё в конце 18 века описал подобную конструкцию в своём труде "Гимнастика для молодёжи", а до этого массовым физическим воспитанием люди не занимались вообще.
А вот шведский врач и преподаватель Пер Хенрик Линг, которому приписывается изобретение этого снаряда, на самом деле его не изобретал. На основе физической культуры древнего и средневекового Китая и труда Гутс-Мутса он разработал систему гимнастики, которая и была внедрена в физическое образование Швеции, где в 1813 году был основан Центральный институт гимнастики – первый шведский вуз, готовящий преподавателей физкультуры для школ и армии.
В системе Линга спортивным снарядам было уделено мало внимания. Гимнастику Линга современники называли «гимнастикой поз».
И только сын Пера Хенрика Линга – Яльмар Линг расширил комплекс упражнений и внедрил несколько простых тренажёров, в том числе раму с перекладинами (ribbstol).
И вот эту раму коллеги из других европейских стран назвали "Шведской стенкой".
– Но почему "стенка", если она лестница? – Не унимался сын.
И тут я не нашлась, что ответить. Наверно "стенка", потому что рама с перекладинами крепилась на стене, но это не точно.
– А может, потому что тогда ещё не было слова "лестница"? – выдвинул версию сын.
– Нет, лестницы изобрели ещё в глубокой древности, – ответила я.
– А кто?
Но это уже новая длинная череда вопросов, не буду углубляться.