Конструкторы мотоциклов многое перенимают у инженеров, которые придумывают новые технологии для автомобилей. Как только в 70-ых годах прошлого века появились первая работоспособная антиблокировочная система тормозов, разработчики мотоциклов стали задумываться над тем, как установить ее на двухколесный транспорт.
Автомобильная антипробуксовочная система, скоро превратилась в трекшн-контроль на мотоцикле, навигация тоже перекочевала на приборную панель байков. Не прижились разве что подушки безопасности – но и в этом направлении для байкеров уже существуют достаточно эффективные решения, которые через один-два десятка лет могут стать повсеместными.
Но на этом разработчики не останавливаются, следуя за прогрессом в автостроении, на мотоциклы уже начинают устанавливать активный круиз-контроль. Надо отметить, что адаптировать этого электронного помощника для двухколесного транспорта оказалось сложнее всего.
Первая автомобильная система активного или адаптивного круиз-контроля появилась в 1992 году благодаря усилиям инженеров Митцубиси. Через пару лет ее доработали немцы и стали устанавливать на свои седаны представительского класса. Если у японских инженеров системы была еще очень сырой и по сути просто предупреждала водителя о том, что впереди идущий транспорт снизил скорость, то конструкторы Mercedes сумели соединить работу радара на переднем бампере с АБС и научили свой автомобиль самостоятельно разгоняться и притормаживать в транспортном потоке, высчитывая безопасное расстояние до других машин.
Вроде бы все это звучит просто, но, чтобы внедрить нечто подобное на мотоциклы, немецким инженерам понадобилось еще долгих 25 лет. Система долго не хотела приживаться. Мотоцикл имеет более сложную траекторию движения – он более маневренный, наклоняется в поворотах, а при резком старте выше задирает нос. Разработчикам активного круиз-контроля для байка пришлось учитывать все эти особенности и придумывать дополнительные датчики. В итоге система получилась несколько менее функциональна по сравнению со своим автомобильным аналогом.
Если автомобиль с активным круиз-контролем сам остановится перед неподвижным объектом, то мотоциклисту придется делать это самостоятельно, электроника просто сбросит скорость. На этот шаг инженерам пришлось пойти, чтобы зазевавшийся байкер не потерял равновесие и не упал на асфальт с мотоцикла, который резко остановился перед препятствием на светофоре или в пробке.
В остальном принцип работы активного круиз-контроля на мотоцикле точно такой же, как и на автомобиле. Основа системы – радар, расположенный под фарой. Он передает данные о расстоянии и траектории транспорта впереди в электронную систему управления, которая задает необходимую скорость движения, ускоряя или замедляя мотоцикл в случае необходимости. Также идет постоянный обмен информацией с датчиком наклона.
У водителя есть возможность выбрать диапазон скорости в котором будет работать система, но не менее 30 и не более 160 км/ч, а также задать расстояние до едущего впереди транспорта. В случае, если машина впереди остановилась, на приборной панели мотоцикла появляется предупреждающий сигнал. При работающем активном круиз-контроле можно переключать передачи, но система автоматически отключается при резком ускорении или торможении.
Разработчики предупреждают, что несмотря на удобство и комфорт, которые предоставит водителю мотоцикла активный круиз-контроль, расслабляться и терять концентрацию за рулем все же не стоит. Как ожидается, система будет пользоваться популярностью среди любителей дальних поездок.