- Так получилось, что Толя заслонил собой майора и погиб. Хорошим был он другом и солдатом.
- На статью откликнулся сослуживец Анатолия - Сергей Цыганов (82-84). Они вместе служили в 5 роте обмо 5 мсд. Вот что он мне написал:
- Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».Фотографии и песня из открытых источников.
… Гератская «зеленка» была местом очень опасным, где духи постоянно обстреливали колонны из засады …
… Так получилось, что Толя заслонил собой майора и погиб …
(подробности читайте ниже)
Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники!
Продолжаю серию «Афганская быль». Вспоминает ветеран Афганской войны Bruno Traven из Шиндандской дивизии.
Мой рассказ про трагическую гибель хорошегодруга и солдата Толика, погибшего в своем дембельском рейсе. Как в песне.
Железных дорог в Афганистане раньше не было. Вообще. Пока не пришли Шурави и не построили одну. Правда недлинную, совсем коротенькую. Если уж быть совсем точным, то немного продолжили железнодорожную ветку из КУШКИ (Туркменская ССР) до населенного пункта ТУРГУНДИ (Афганистан), расположенного в нескольких километрах от советско-афганской границы.
В ТУРГУНДИ боеприпасы, топливо, военное имущество перегружались на автомобильный транспорт для дальнейшей транспортировки в пункты дислокации войск.
Наше подразделение выполняло задачу по сопровождению автомобильных колонн на трассе ТУРГУНДИ – ГЕРАТ – ШИНДАНД. Летом 1982 года я совершенно случайно познакомился с одним водителем бортового Урала из Шиндандского ОБМО. Звали его Толик, родом он был из Пензы или Пензенской области, сейчас уже не помню за давностью лет.
Во время одного из сопровождений колонн на коротком привале возле очередного блокпоста я спешился с брони и пошел к соседнему Уралу чтобы прикурить. Открываю дверь кабины, спрашиваю спички, а водитель дружески мне улыбается, и приглашает к себе. Покурили, поговорили, так и познакомились. Потом колонна начала трогаться, и я поспешил на броню.
Так бы наше знакомство и закончилось, но еще несколько раз мы встречались на сопровождении колонн и всегда дружески общались.
Парнем я его запомнил улыбчивым и жизнерадостным, без излишнего пафоса и гонора. И хотя у меня осенью 82-го был бы всего год службы, а у него уже дембель, отношения у нас сложились приятельские. Как-то раз, когда наша боевая машина оказалась в колонне рядом с его Уралом, я даже проехался с ним в кабине до ШИНДАНДА и обратно.
Вскоре наши пути разошлись. Наше подразделение получило другую задачу, и мы с ним больше не встречались. Где-то ближе к 83-му я случайно встретился с нашим общим знакомым и за разговором, поинтересовавшись о Толе, узнал, что он трагически погиб. Было это так.
Уже после своего приказа, он шёл своим «дембельским» рейсом из ТУРГУНДИ. Не доезжая до ГЕРАТА у него сломался автомобиль. Его взяли на буксир и дотянули до блокпоста на северном въезде в ГЕРАТ. Колонна и все замыкание к тому времени собрались на диспетчерском пункте южнее ГЕРАТА. Остались только два Урала с водителями – Толя и тот, кто его тянул на буксире, парень был из Дагестана, а имени его не знаю. С двумя машинами оставили старшего из ихнего ОБМО – какого-то офицера в звании майора.
Водители и майор осмотрели Толин Урал и пришли к выводу, что для ремонта необходимы какие-то запчасти. И тут они решают оставить неисправный Урал на блокпосте, а самим догонять колонну и идти с ней до ШИНДАНДА. А уже на обратном пути, захватив все необходимое, отремонтировать Урал и сразу же продолжать движение в ТУРГУНДИ за имуществом.
К чему такая спешка, подумает неискушенный читатель. Все очень просто, каждый автомобиль в ОБМО на счету. Неисправный Урал автоматически равен не подвезённому грузу. Ведь «кормились» мы все «с колес», и кто-то не дождется в полном объёме боеприпасов, топлива, продовольствия.
Разумеется, обратно вместо Толи поехал бы какой-то другой водитель, так как у него этот рейс был дембельский.
Трасса КУШКА – ГЕРАТ – ШИНДАНД считалась относительно спокойной и безопасной. За исключение гератского участка. Гератская «зеленка» была местом очень опасным, где духи постоянно обстреливали колонны из засады.
В кабине они расположились так: боец из Дагестана за рулем своего Урала, майор возле правой, пассажирской дверцы, а Толя посередине. Когда они уже почти проехали «зелёнку», не доехав до блокпоста 200-300 метров, их обстреляли из зарослей слева от дороги, со стороны водителя.
Водитель погиб сразу, Толю ранили. Они вдвоём с майором выскочили из кабины и бросились бежать к блокпосту. С блокпоста этот участок не просматривался. Духи продолжали стрелять им вслед.
Так получилось, что Толя заслонил собой майора и погиб. Хорошим был он другом и солдатом.
На статью откликнулся сослуживец Анатолия - Сергей Цыганов (82-84). Они вместе служили в 5 роте обмо 5 мсд. Вот что он мне написал:
"Это был Волков Анатолий Ферапонтович . Родом он был из г. Кузнецка Пензенской обл. Я часто, когда бываю в Кузнецке (знаю где его кладбише) и всегда прихожу туда. Знал я его хорошо, служили в одной роте - 5 рота 375 обмо. Были как бы земляками, хотя я из Ульяновской области, но до Кузнецка 40 км. А второй был Хаернасов Закир, усатый парень с большими глазами. ... Вечная им память . Хорошие были ребята. А там плохих и не было. Будем жить Шурави Братья!!!
Добавлю: Хаернасов Закир был не с Дагестана, а с Астрахани. Вечная им Память".
Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.
Если статья вам понравилась, то:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.
Для этого надо нажать на значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте в самом конце статьи (внизу справа).
Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.
Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».Фотографии и песня из открытых источников.
Фотографии и песня из открытых источников