Режиссёр - Квентин Тарантино
“Вешать нужно только отъявленных, но отъявленных обязательно нужно вешать”.
Как по мне, так это самое недооцененное полотно Квентина Тарантино за всю его многолетнюю карьеру. В этом фильме режиссер в плане интриги и саспенса путем разговорных перепалок превзошел самого себя. Удерживать внимание зрителя 2,5 часа сплошными диалогами так, чтобы невозможно было оторваться от экрана ни на секунду – высшая степень гениальности и уникальности таланта Тарантино, ибо мне даже навскидку сказать трудно, кто может сделать хоть нечто похожее на “Восьмерку” из ныне живущих режиссеров.
США. Несколько лет после Гражданской войны 1861-1865 годов. Охотник за головами Джон Рут по кличке “Вешатель” везет на казнь через повешение отъявленную бандитку Дейзи Домергу в горный городок Ред-Рок. По пути ему попадается чернокожий отставной майор Маркуис Уоррен, такой же охотник за головами, как и сам Джон Рут, и новый шериф Ред-Рока по имени Крис Мэнникс, который в прошлом был членом отряда “Мародеры Мэнникса”, возглавляемый его отцом. Надвигается страшная метель. Героям приходится свернуть к “Галантерейной Минни”, чтобы переждать бурю. Однако они там оказываются не одни. В доме находятся еще мексиканец Боб, временно исполняющий обязанности хозяина “Галантерейной” в отсутствии Минни и ее мужа Сладкого Дейва, бывший генерал Конфедерации Стэнфорд Смитерс, ковбой Джо Гейдж и палач Освальдо Мобрей. Джон Рут никому из них не доверяет и подозревает, что кто-то из них не тот, за кого себя выдает. Вполне возможно, что они все не те, за кого себя выдают. Вокруг этого факта строится вся интрига и задумка фильма. Восемь мерзавцев оказались под одной крышей, и каждый что-то скрывает. Что может пойти не так?
Начнем с того, что картина напоминает пьесу. Все действия разворачиваются в одном помещении, и пищу для продвижения сюжета дают лишь диалоги, изредка разбавляемые фирменной тарантиновской мокрухой. “Диалоги, мать твою, — это моя фишка, сечёшь, нет?” У режиссера уже был похожий опыт, когда он снимал “Бешеных псов”. Но здесь талант Квентина достигает своего апогея. Слушать о том, как герой Сэма Джексона сбежал из плена, заставил у себя отсосать или благодаря своей внимательности раскусил того, кто нечист на руку, можно бесконечно. Или наблюдать за тем, как Курт Рассел со своими здоровенными усищами уплетает аппетитное рагу, попутно давая раз за разом в зубы Дженнифер Джейсон Ли за неподобающее поведение. Или как герои выпивают литрами чертовски отличный кофе. Это выглядит настолько вкусно, что волей-неволей хочется так же взять и пропустить стаканчик-другой этого ароматного напитка.
Что вообще поражает сознание, так это то, как Тарантино строит свои истории на казалось бы незначительных деталях, так сказать чеховских ружьях, которые в конце не просто стреляют, а взрываются блять. Банка со сладостями, надпись над баром, кресло, отсылки к телевизионным вестернам и собственным фильмам… Просто “Бум”!
Хоть сам фильм и технически можно отнести к вестерну, он больше напоминает детектив, но со своими особенностями. Если вы смотрели «В случае убийства набирайте “М”» Хичкока, то можете понять, какой будет “Восьмерка”. Эти ленты по структуре приблизительно очень похожи. В них как таковых нет какого-либо действия, лишь одна загадка, к которой нужно подобрать ответ, обратив внимание на множество мелких подсказок и деталей. Но сделать это будет очень и очень трудно, потому что разобрать, кто врет, а кто говорит правду практически нереально. Да, великий Альфред точно оценил бы этот фильм.
Актерский состав просто бесподобен. Помимо выше упомянутых Сэмюэла Мазафака Джексона, Курта Рассела и Дженнифер Джейсон Ли, в картине присутствуют Тим Рот, Майкл Мэдсен, Брюс Дерн, Ченнинг Тейтум и Уолтон Гоггинс. Последнего хочется выделить особенно. Уолтон неимоверно круто раскрыл своего героя, очень живо и местами комично передал всю нужную палитру эмоций Криса Мэнникса. У Гоггинса очень запоминающаяся мимика, что позволяет ему выделяться среди таких гигантов киноиндустрии, как Джексон и Рассел, хотя и от этих двоих харизмой прет так, что аж краска на стене сворачивается. И Дженнифер очень крутая.
Роберт Ричардсон, давний коллега и друг Тарантино, раздает отцовский ахуй и показывает, как надо в операторскую работу, чтобы остаться в истории навсегда. Фильм снимался на пленку Ultra Panavision 70, поэтому формат экрана очень широкий. Контраст цветов от желтого и синего к красному и серому создает для глаз приятный и интересный кадр, использование зональных линз смотрится очень органично, бесподобные горные пейзажи влюбляют в себя с первых секунд, а множество других интересных приемов очень сильно дополняют эту необычную историю и придают ей привлекательную кинематографичность. А музыка итальянского гения Эннио Морриконе дает нужный настрой каждой сцене и погружает нас в ощущение тревоги и неминуемой опасности, увеличивая саспенс этой ленте. Абсолютно заслуженный Оскар.
В чистейшем виде кино, которое я еще не один раз пересмотрю.
Всем причастным к этому несправедливо забытому шедевру я говорю огромное спасибо!
Прим. Чем примечательны фильмы Тарантино? В них длинные, замысловатые, пространные диалоги, наполненные десятками мелких деталей и излишних подробностей, в них мелькают отсылки к разным историческим событиям и любопытным фактам. Диалоги у Тарантино тщательно проработаны, через них раскрываются характеры персонажей и они — неотъемлемая часть каждого персонажа этого фильма. Фильм «Омерзительная восьмерка» не стала исключением. Восемь главных героев, восемь персонажей, восемь судеб, столкнувшихся в просторной, но уютной таверне. Каждый из них уникален и актерская игра каждого бесподобна.
Сэмюэль Л. Джексон наслаждается своим персонажем. Каждый взгляд и каждая ухмылка выверена по месту и времени. Курт Рассел в роли Вешателя Джона Рута — жестокий, но справедливый, принципиальный с нотками паранойи. Майкл Мэдсен, Демиан Бишир и Брюс Дерн получили крайне мало экранного времени. Тем не менее их персонажи яркие, колоритные. Крайне эмоциональный Уолтон Гоггинс представляется шерифом Крисом Мэнниксом, а так ли это на самом деле — решать приходится зрителю. Особенно порадовал Тим Рот — его актерская игра бесподобна и на каждом кадре с его участием улыбка не сходила с лица. Персонаж получился харизматичным до высшей степени безумия. Мимика и жестикуляция — превосходная.
Наконец, преступница Дэйзи Домергу в исполнении Дженнифер Джейсон Ли, крайне интересный персонаж — много актрис претендовали на эту роль, но Тарантино взял Дженнифер и, очевидно, не зря. Дэйзи становится центральным объектом конфликта и раскрыть персонажа с минимумом реплик — та еще задача. Тем не менее, актриса справилась с ней на отлично.
С первого до последнего кадра, «Восьмерка» это Тарантиновский фильм. Здесь выверенные кадры чередуются с резким монтажом. Классическое дробление на главы и вставки закадрового повествования, длинные дубли и крупные планы. Все это — его стиль повествования, его манера подачи. Не нравится — не смотри, но, если все-таки нравится — будешь пищать от восторга с первых же минут. На атмосферу фильма работает шикарная музыка Эннио Морриконе. В начале фильма есть сцена, где упряжка лошадей скачет под роскошные мотивы Морриконе, как в классических вестернах 70-х годов. Именно в этот момент все встает на свои места — северные просторы Вайоминга, ледяные вершины, снежные равнины и одинокая повозка в центре этого великолепия. Целенаправленное погружение в вязкую атмосферу камерного конфликта.
Нельзя не упомянуть знаменитый или блистательный, как еще можно перевести, Glorious PANAVISION 70mm. Мало кто знает, но в 60х годах ХХ века подход к кинематографу был иной. Некоторые фильмы снимались на ультра-широкую пленку шириной 70мм, тогда как стандартная ширина пленки была в 2 раза меньше, т. е. 35мм. На премьеру фильма приходили, как сейчас в театр — элегантные наряды, зона фуршета, программка предстоящей премьеры. Все это называлось Road Show. Праздник кинематографа. Пленка шириной 70мм позволяла захватывать огромный кусок сцены при съемке и требовала определенного мастерства для работы с таким оборудованием. Фильм, снятый на широкоформатную пленку выгодно отличался от других, когда демонстрировался на огромном экране. И вот теперь, в век цифрового кино и 3D съемок, Тарантино снимает свой фильм на пленочную камеру PANAVISION с пленкой 70мм. «Омерзительная восьмерка» — это дань уважения старым фильмам и мероприятиям в стиле Road Show, это тот самый праздник кинематографа.
Тарантино любит принимать участие в своих фильмах. В каждом его фильме есть небольшое, но запоминающееся камео. Весь фильм я ждал его появления в кадре, но этого так и не произошло. А дело в том, что в своем восьмом фильме Тарантино выступает в роли рассказчика. Тот самый голос за кадром, рассказывающий дополнительные обстоятельства и есть Квентин, но в дубляже, естественно, все теряется. Фильмы Тарантино всегда страдают от дубляжа, «Омерзительная восьмерка» не стала исключением. Если есть возможность и уровень знания языка позволяет, то фильм лучше смотреть в оригинале. В этом случае все темы расовой ненависти, конфликт недавно отгремевшей гражданской войны и общие параноидальные настроения будут переданы более точно интонационной игрой актеров. Для российского зрителя, некоторые детали будут упущены в силу менталитета, хотя и Тарантино старается разжевать ситуацию.
Удивительно, но начавшись как дорожное приключение, фильм неожиданно оборачивается детективной историей, а следом идут сцены, обильно измазанные кетчупом. Ближе к финалу, когда все карты выложены на стол, остается только поражаться глубине проработки деталей, актерской игре и сценарным ходам режиссера. «Омерзительная Восьмерка» разыгрывает перед зрителем «Десять негритят» Агаты Кристи в оригинальных декорациях. Квентин Тарантино остается верен себе и не разочарует ни поклонников продолжительных диалогов, ни фанатов яркого гипертрофированного насилия. В этом фильме есть и то, и другое, и он сопровождается отличной музыкой Эннио Морриконе. Ну и конечно всё это в Glorious 70mm.