Продолжим разговор о развитии архитектуры в Индии. В предшествующей статье я рассказывала о том, что древнейшими архитектурными памятниками, сохранившимися сегодня в этой стране, считаются буддийские культовые сооружения. Их строительство было связано с принятием буддизма, как государственной религии в 3 в. до н.э. Тогда же сложились и основные формы этой архитектуры. Но жизнь не стоит на месте...
После того, как было прервано правление династии Гуптов (4-5 вв. н.э.), в Индии начинается период феодальной раздробленности, знаменующий переход от древности к средневековью. (О принятой периодизации индийской культуры есть информация в этой статье).
Буддизм уступает ведущее положение индуизму, но культурная традиция не прерывается. Сохранив все наработки предыдущих столетий, мастера – каменщики, впитывая веяния древней религии и философии, создают впечатляющие шедевры изобразительного искусства. Таковыми являются грандиозные (двух- и даже трёхэтажные, глубиной до 50 метров) пещерные храмы в Элло́ре (северо-западная Индия) и на острове Элефа́нта (центральная Индия).
Удивительным творением средневековых индийских зодчих являются пещерные храмы на острове Элефанта.
До прихода европейцев, остров назывался Гхарапаури, что переводят, как "остров пещер". Высадившиеся на эти берега в 16 веке португальцы были поражены увиденным: храмы, выбитые прямо в глубине скалы, украшенные огромным количеством скульптур и рельефов, изображающих фантастических существ, животных, людей и богов. Одна из пещер скрывала высеченную из огромного валуна фигуру слона. Именно он стал главным героем из-за которого остров и получил своё нынешнее название ("слон" - лат. "Elephantidae").
Португальцы не особенно церемонились с чуждой для них культурой. Много в этих пещерных храмах было ими разрушено и испорчено. А так поразившего их слона, они пожелали увезти с собой. Однако попытка потерпела провал - скульптура оказалась слишком тяжёлой и громоздкой, и горе-захватчики просто уронили изваяние в море.
Подняли со дна этого каменного стража пещер значительно позже британцы. Но и они не смогли далеко увезти гиганта. С 1864 года слон с Элефанты находится в Мумбаи (стар.Бомбей) и занимает почётное место в Музее Доктора Бхау Даджи (бывшем Музее Виктории и Альберта).
Сегодня невозможно точно определить когда же именно создавались пещеры о. Элефанта. Предположительно, их строительство началось ещё во времена империи Гуптов (считается "золотым веком" культуры Индии).
Местные жители верят, что эти храмы строили не обычные люди - сами братья Пандавы (герои "Махабхараты"), или даже тысячерукий демон Банасура (согласно легенде, этот демон был ужасающим в своих поступках, но отличался тем, что особо почитал Шиву, и всячески старался его умилостивить).
Скульптурные композиции, украшающие эти пещеры, в основном посвящены индуистскому божеству Шиве, его подвигам, перевоплощениям, борьбе с демонами и врагами.
Главная достопримечательность одного из них - огромное рельефное изображение бюста трехликого Шивы. Головы этого индуистского божества, соединённые между собой затылочной частью, достигают почти шести метров в высоту. Каждое из лиц этого бога выражает определённое состояние, связанное с функциями этого божества по отношению к мирозданию: покой, разрушение и созидание.
Не менее известны и пещерные храмы, расположенные в другом районе Индии - в Эллоре. Как говорят учёные, строили их с VI по IX столетия нашей эры, и делали это приверженцы разных вероучений!
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер — буддийские, 17 - индуистские, и 5 пещер — джайнские. Причём первыми здесь были последователи Просветлённого. Видимо они и принесли сюда традицию подобного строительства. (О классической буддийской архитектуре Индии я писала в предыдущей статье).
Не случайно храмы Эллоры иногда называют учебником истории религий Древней Индии, ведь по убранству, скульптуре и рельефам, находящимся в них, можно изучать мифологию, божеств, героев и ритуалы этих сменяющих друг друга вероучений.
Эллора известна не только этим комплексом пещерных храмов, но и ещё одним шедевром зодчества. «Чудом света», «Вершиной мира» называют, находящийся в Эллоре и посвящённый богу Шиве, скальный храм Кайласа. Такое имя он получил по названию священной горы, считающейся местом обиталища Шивы.
Как говорят, он высекался на протяжении 150 лет (строительство началось в 8 веке) из одного цельного каменного блока скалы, также, как высекают зодчие скульптуру!
Современные специалисты посчитали, что для завершения строительства этого храма, древним рабочим пришлось выдолбить, а затем очистить эту площадь от более 400 000 тонн (!) скальной породы.
Этот храм-скульптура, грандиозен. Высота его башен достигает 36 метров, а длинна - 60. Он расположен в центре вырубленного в скале открытого двора и окружен вертикальными склонами гор.
Поражает декоративное убранство храма – вся каменная громада украшена рельефами и скульптурой так, что, практически, отсутствуют свободные от изображений поверхности.
При этом каждая деталь Кайласанатха продумана, находится на своём месте, отражает богатейшую фантазию его создателей, несёт определённую символическую нагрузку, выполнена с ювелирной тщательностью и отличается превосходным техническим и художественным мастерством.
Особенно восхитительно зрелище храм являет собой на закате. Когда низкие лучи заходящего солнца рождают множество глубоких теней, появляется чувство, что рельефы и скульптуры вот-вот оживут, и оторвутся от стен.
Каким образом был сооружён этот храм, с помощью каких инструментов и технологий - эти вопросы всё ещё рождают споры. Однако, найденная в храме медная табличка, сообщает, что всё же - это дело рук человека. На ней начертано: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?».
В период раннего средневековья начинается повсеместное строительство не только скальных храмов, но и наземных храмовых комплексов. Самый знаменитый из них был возведён в 7 в., на юге Индии, в городе Махабалипураме. Он расположен на естественной природной площадке между морем и горами.
В него вошли уже ставшие традиционными пещерные храмы, а также несколько небольших святилищ - ратх (др.-инд. ratcha — «повозка»), целиком вырубленных из монолитных скал, являющихся по сути, как архитектурными произведениями, так и гигантской культовой скульптурой.
В ансамбль входили и отдельно стоящие между храмами Махабалипурамы фигуры священных животных – слонов, быков, львов, также высеченные из цельных каменных блоков.
Каменные колесницы, как-будто ожидают своих хозяев. Считается, что они должны вознести на небеса братьев-Пандавов - героев Махабхараты.
Дополнял этот храмовый комплекс грандиозный рельеф (9 метров в высоту и 27 метров в длину) на мифологический сюжет «Нисхождение Ганги на землю». Он вырезан индийскими скульпторами на поверхности одной из скал. Когда-то по желобу в его центре и правда постоянно текла вода в бассейн, устроенный рядом.
Главное здание этого удивительного храмового комплекса - высокая башня-шикхара стоит почти у самого края моря, возвышаясь над ним.
Мне кажется, что эти храмы неуловимо напоминают замки из песка, которые любят возводить дети на всех песчаных пляжах мира. Не правда ли?
Когда-то, когда город был портом, эта постройка служила береговым маяком.
Однако сегодня на месте Прибрежного храма туристы могут увидеть лишь копию этого древнего сооружения. В 2004 году здание сильно пострадало во время гигантского цунами. Его волна практически разрушила постройку.
Но в этом случае оказалось как в поговорке - "нет худа без добра". Неподалеку от внезапно разрушенного храма обнаружились двухметровые скульптурные изображения, и останки ещё более древнего храмового комплекса, которые были скрыты от учёных сотни лет.
Пожалуй в мире, больше нет аналогов подобному храмовому строительству, как в средневековой Индии. Скальные храмы - архитектурные сооружения, вырезанные, подобно скульптуре из цельной каменной породы - это уникальное явление, вызывающее недоумение и восхищение до сих пор.
Остаётся сказать, что символически такой индуистский храм, в сознании верующих, связывался с образом священной горной вершины, и сам был объектом религиозного поклонения.
Однако храмовое строительство в средневековой Индии было весьма разнообразным. Пещерные и скальные храмы - не единственные знаменитые постройки индийских зодчих. О других выдающихся памятниках индуистской храмовой архитектуры я расскажу в следующей статье. Не пропустите. :)
Кстати, эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии. Если Вам нравится эта тема, то рекомендую ознакомится и с другими моими материалами:
Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.