Найти тему
Актерская курилка

Успех МХТ сулила цыганка...

Так или иначе, каждому второму твердили еще со школы: "Театр - школа жизни, её учитель, наставник...". Всегда ли так было? Утверждать сложно. Всегда ли театральное искусство удовлетворяло потребности публики и деятелей этого самого искусства? Слава Всевышнему - нет, иначе оно бы не имело развития и остановилось где-то на уровне литургической драмы, кабы вообще не на ритуалах.

Так и на рубеже 19 - 20 вв служение Мельпомене стали вызывать тревоги у Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Как действующий педагог, драматург, театральный критик, он считал, что русское сценическое искусство, укоренённое Гоголем и Щепкиным, стоящее на месте и обрастающее штампами и условностями, ОТСТАЁТ на десятки нет не то, что от европейского театра, но и от литературы в принципе. Неудивительно, что с такой внутренней мощью и творческим максимализмом, как у Владимира Ивановича, современный русский театр не смог удовлетворить его потенциал. От этого родилась мечта о своем деле, крепла решимость бороться за обновление сценического искусства. Театр на новом этапе должен был обрести качественно иное единство – СТАТЬ РЕЖИССЕРСКИМ. Стало рождаться искусство режиссуры.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/events/580988/mkhatovskii-vecher-sverchok-na-pechi ]
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/events/580988/mkhatovskii-vecher-sverchok-na-pechi ]

Так, на гребне чаяний передовой, умной и талантливой русской общественности РОДИЛСЯ В 1898 Г МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. Знаменитая встреча Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко, начатая в московском ресторане «Славянский базар» 21 июня в 2 часа 1897 г и длившаяся почти сутки. Инициатором ее был Немирович-Данченко. Удивительная полнота взаимопонимания – обсуждались главные для дела вопросы:

  • труппа
  • репертуар
  • бюджет
  • организационные основы.
В.И. Немировчи-Данченко и К.С. Станиславский.
В.И. Немировчи-Данченко и К.С. Станиславский.

Одухотворённые джентльмены решили готовиться к открытию театра год, однако времени едва хватило. Все хлопоты разделились на 4 департамента:

1) Сближение 2х групп: Группа Немировича-Данченко - Иван Москвин, Ольга Книппер, Маргарита Савицкая, Всеволод Мейерхольд; группа Станиславского - Мария Андреева, Мария Лилина, Мария Самарова, Василий Лужский, Артём (Александр Артемьев), Георгий Бурджалов – (путем просмотра спектаклей Н-Д и КСС) – это главный художественный департамент.

2) Техническая подготовка (поиск театрального здания, заключения договоров, налаживание хозяйственных и административных частей);

3) подготовка «общественности»;

4) деньги.

Основатели МХТ понимали, что серьезно обновить сценическое дело можно только опираясь на молодые силы (юные выпускники Филармонического училища, выпестованных Н-Д и молодые сподвижники КСС по его артистическому кружку). Финансировали новый театр московские купцы-меценаты, прежде всего знаменитый фабрикант С.Т. Морозов (Н-Д: «он согласился войти в наше товарищество сразу, без всяких опросов. Он поставил единственное условие – чтобы наше товарищество не имело над собой высочайшего покровительства. Он вошел в десяти тысячах»).

Савва Тимофеевич Морозов - главный меценат МХТ
Савва Тимофеевич Морозов - главный меценат МХТ

Программу единства МХТ воспринял широко – братское единение всех людей, эстетика рождала единств сцены и зала, помогавшее укреплять связи театра с жизнью общества.

ДЛЯ ОТКРЫТИЯ 14 октября 1898 г БЫЛ ВЫБРАН «ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОФИЧ» А. ТОЛСТОГО (Были хлопоты по освобождению трагедии из цензуры, к счастью, об этом же хлопотал для своего театра в СПб Суворин, и удалось это только благодаря его влияниям). Театр ощутил современность пьесы, ее тесную связь с глубинами национальной истории, с судьбой народа. Программность выбора заключалась и в том, что в центре пьесы стоял герой, который стремился «всех согласить». Сверхзадача роли и определилась как «высокое желание лада».

Премьера спектакля "ЦАРЬ ФЁДОР ИОАННОВИЧ" в МХТ.
Премьера спектакля "ЦАРЬ ФЁДОР ИОАННОВИЧ" в МХТ.

ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ЦАРЯ ФЕДОРА – И.М. МОСКВИН
ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ЦАРЯ ФЕДОРА – И.М. МОСКВИН
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО "РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА":
На тридцатилетнем юбилее Художественного театра по новому стилю 14 октября, Станиславский в своей речи, говоря о нашем с ним тесном тридцатилетнем союзе, несколько раз называл меня «супругой», что вот он с труппой уезжает в Америку, а «супруга» остается дом беречь, хозяйство, что поэтому роль супруги не такая видная, как его — мужа. На это я в своей речи под хохот нашей юбилейной аудитории возражал: я говорил, что супруга — это он, а я — муж, и что это очень легко доказать. День 14 октября — это день первого представления и, так сказать, день крестин — «октябрины» Художественного театра, а не рождения. Рождение было за несколько месяцев до того в деревне Пушкино, недалеко от дачи Алексеева «Любимовки», в специально приспособленном особняке со сценой. Это там впервые собралась вся труппа, там было произнесено первое вступительное слово, там на первых репетициях раздалось «уа, уа» нашего детища. По всему этому местом рождения театра надо считать Пушкино и днем рождения — 14 июня. А создавал эти репетиции, как и руководил всеми первыми собраниями нашей общей труппы — он, Константин Сергеевич; меня в то время не было даже близко, я был у себя в усадьбе. И так как без отца рождение возможно, а без матери — никак, то, очевидно, матерью Художественного театра и, стало быть, моей супругой следует считать — его, Станиславского. Что ребенок, может быть, родился больше в мать, чем в отца, это уже совсем другой вопрос… Вот.
К. С. Станиславский с труппой театра-студии в Леонтьевском переулке в декорациях особняка Ленского. 1922
К. С. Станиславский с труппой театра-студии в Леонтьевском переулке в декорациях особняка Ленского. 1922
  • Кхм кхм. Прокашляете вы, не понимая, причём тут такая длинная статья о двух великих театральных деятелей своего времени, открывающих свой театр и какая-то цыганка? В чём взаимосвязь вообще?!?! Я оставила суть напоследок, чтоб знающие освежили свои знания через столь поверхностный текст и незнающие приобрели основу краткой интересной информации....

А теперь к сути! Чтоб вы понимали, удача МХТ свалилась не только благодаря упорным стараниям его основателей и труппы, но и благодаря суеверности! Не понимаете? А как вам откровение Немировича-Данченко о том, Открытие даты загадала цыганка – её привел Владимиру Ивановичу хозяин театра купец Щукин:

"Цыганка дала мне список, как она выразилась, «решительных» дней; это значит — опасных или рискованных. И сказала: «Когда будешь начинать большое дело, запомни: бери день какой-нибудь “нечеткий”», как она выразилась; это надо было понять, что это не должна быть ни суббота, ни воскресенье, ни понедельник, «цифрю бери срединную», то есть не пятое, десятое, пятнадцатое. Вот мы со Щукиным и выбрали для открытия театра среду четырнадцатого октября; и только через несколько лет обнаружилось, что знаменитый Московский Малый театр открывался семьдесят четыре года тому назад тоже в среду 14 октября".

Вот и не верь после этого цыганкам;)

-7

P.s. дорогие абитуриенты и студенты театральных училищ и ВУЗов, эта статья была написана для вас, как затравка на прочтение "Рождение театра" Немировича-Данченко. Будет полезно как при поступлении, так и при сдаче го экзаменов:) Не благодарите:)