Рассмотрим два фильма на реальных событиях войны в Афганистане. Это радикально разные работы. «Убийственная команда» описывает преступления военных, «Форпост» – про подвиг бойцов США. Оба фильма прохладно встречены зрителем и высоко оценены прессой. В чем причина?
«Убийственная команда» (The Kill Team) имеет рейтинг IMDb: 5.90, рейтинг критики – 71%. «Форпост» (The Outpost) чуть повыше: зрители – 6,7, критики – 92%. Почему одобренные СМИ фильмы не дотянули даже до семерочки? Объяснений тут несколько.
Стоит вспоминать о чем кино? «Убийственная команда» снята по реальной истории 2010 года про солдата Бриггмана, которого командир втянул в серию расправ над местным населением. «Форпост» – хроники геройской обороны форпоста Китинг в 2009 году.
Надоели со своим Афганистаном?
В Афганистане США активно воевали с 2001 по 2014 год и до сих пор там находятся. За это время американские зрители насмотрелись фильмов про доблестных бойцов («Уцелевший», «Цель номер один», «Кавалерия»), о журналистах («Репортерша»), о продаже оружия в эту страну («Парни со стволами») и уже насытились. Градус патриотизма на эту тему снизился, да и не сильно в моде эта война, за пару десятков лет придумали новые.
Зритель не из стран-союзниц США в принципе не склонен к восторгам от американцев в Афганистане и не готов плюсовать их новые патриотические фильмы. Видимо, так и с «Форпостом».
«Взводы» стали привычкой
Даже к критическому кино типа The Kill Team отношение устало-прохладное. О том, что США ведут себя в чужих землях не по-джентльменски, давно известно. Фильмы, показывающие неприятные для американского зрителя события войн, обычно основаны на локальном эпизоде, дошедшем до суда и неоднократно описанном ведущими СМИ.
То есть, никаких открытий ни Оливер Стоун со «Взводом», ни Брайан Де Пальма с «Военными потерями» и «Отредактировано» не делают. Снятое ими давно было известно и воспринималось как эксцесс, следствие человеческого фактора, исключение, в конечном итоге подтверждающее правило: США несут на штыках мир и демократию.
Не хватает драмы?
«Убийственную команду» зрители упрекают за вялость, не особо художественный перенос в игровое кино документалки того же режиссера Дэна Краусса.
Рода Лури многие пожурили за перфекционизм в экскурсиях по форпосту, якобы лишнюю болтовню и попытки познакомить зрителя сразу с несколькими десятками бойцов и почти отсутствие в ленте главных драматических героев да и самой драмы.
В общем, оба фильма критикуют за сухость и якобы слабую художественность. Так ли это на самом деле?
Думаю, СМИ не ошиблись с высокими оценками
Кому не хватило мелодрамы и метафор, может пересмотреть «Кавалерию», запастись пафосом можно на «Американском снайпере», а «ужас... ужас» – навечно в фильме Копполы.
Мне кажется, пресса права, высоко оценив оба фильма. Да, кино снималось по документам. В случае с «Kill Team» даже по уголовному делу, а про форпост – с десятком реальных участников событий в качестве консультантов. Обе работы проведены высококачественно. И не без драмы ведь!
Некоторые говорят, мол «Убийственную команду» тащит только Александр Скарсгард в роли зарвавшегося сержанта Дикса, а остальные так себе. Ну, неправда. Нат Вулф при поддержке актеров, играющих сослуживцев-антагонистов, классно показывает драму попадания в зависимость от харизматичного лидера и тяжесть морального выбора, и потерю чувства реальности.
На экране эффектный вязкий психологический саспенс. При этом да, кино — чисто реализм. И это ли не круто? С красивыми аллегориями снимать может любой. А сделать годную экзистенциальную драму в сухих рамках байопика дано не каждому. По-моему, Дэну Крауссу удалось.
«Форпост» действительно очень технический фильм, четко реконструирующий документ (если не считать привязанных к сюжету смертей двух командиров, погибших раньше). По-сути, главные герои тут – форпост и вся команда. Но этим дело не ограничивается.
Тут есть «воин и монах»: герой-боец сержант Клинт Ромеша (Скотт Иствуд) и специалист Тай Картер (Калеб Лэндри Джонс). Первый устроил жесткую оборону периметра. Второй больше подносил патроны и на открытой местности под огнем спас раненного товарища. Оба получили высшие награды — Медали Почета Конгресса.
Да, возможно, искусственных соплей на лице Картера могло быть меньше, но в целом дуэт Иствуда и Джонса создает одновременно бойцовский и гуманистический образ, дотягивая картину до уверенных 8 или даже 9 баллов.