То, что история никого в самом деле не учит - известно давно, гораздо более удивительно то, как быстро она забывается. Вчерашние лучшие друзья становятся смертельным врагами, враги друзьями, герои подонками, подонки героями и т.д.
В эру массовой культуры и массового сознания историческое чувство совсем притупляется в угоду сиюминутной политической конъюнктуре средствами политиканов и средств массовой информации. Один удивительный пример запечатлел Лиддел Гарт в своем бестселлере про Вторую мировую, сравнивая эпизод нападения японцев на Перл-Харбор с похожим эпизодом нападения японцев на Порт-Артур. Обе атаки были вероломными, без объявления войны. Напомню, между эпизодами не прошло и сорока лет.
Позиция англичан, заключивших за два года до этого союз с Японией, была тогда прямо противоположна той, которую они заняли через тридцать семь лет, заклеймив вслед за американцами действия Японии в Пёрл-Харборе. В одной из статей в газете "Таймс" в феврале 1904 года говорилось:
"Японский военно-морской флот благодаря мужественному решению Микадо и его советников взял инициативу в свои руки и начал войну смелым актом... Размещенная на внешнем рейде русская эскадра была открыта для атаки, и само ее расположение было приглашением к нападению. Это приглашение было принято с быстротой и пунктуальностью, что делает честь флоту наших славных союзников... Моральный эффект этого подвига открывает многообещающие перспективы и может наложить отпечаток на весь дальнейший ход войны... Совершая эти энергичные акты, военно-морской флот Японии с выгодой использовал право на инициативу, предоставленное ему государственным руководством, и полностью овладел ситуацией в моральном отношении".
В статье "Япония" в Британской энциклопедии, изданной в 1911 году, Япония также восхваляется за то, что она решила начать войну и подняла оружие "против военной диктатуры и политики корыстных ограничений"