368 год. Римская империя
При императоре Валентиниане (правил в 364-375 гг.) вновь началась эпоха мракобесия: борьбы с колдунами и чародеями. Валентиниан побаивался последних, и когда к нему обратился по этому вопросу викарий префекта города Рима по имени Максимин, который разбирал подобное дело, а именно дело Серика, Асболия и Кампенсия, то император подвел своим указом дела о колдовстве и чародействе к закону об оскорблении величества.
И пошла череда казней в Риме.
А все началось с того, что бывший викарий Хилон и его жена Максима пожаловались префекту Рима Олибрию на то, что органный мастер Серик, учитель гимнастики Асболий и гаруспик Кампенсий пытались их околдовать. Данной жалобы оказалось достаточно, чтобы схватить обвиняемых и отправить их в тюрьму, где у последних с помощью пыток начали выбивать признание в совершении данного преступления. Но так как Олибрий серьезно болел, ему было недосуг заниматься этим делом, и он поручил его Максимину, викарию префекта (в тот момент), ведавшему снабжением Рима хлебом.
Жестокий и изобретательный Максимин увидел в этом деле возможность для быстрого карьерного роста и развернулся, действуя с беспощадной жестокостью.
К себе в помощники для допросов подозреваемых Максимин выбрал нотария Льва, который на своей родине, в Паннонии, занимался грабежом могил (это выяснилось позднее).
Серику и Асболию Максимин обещал, что если те назовут имена, кто еще может быть замешан в деле о колдовстве и чародействе, то их не казнят ни огнем, ни железом. Те с дуру назвали несколько имен совершенно случайных лиц. В знак благодарности Серика и Асболия засекли кнутами, в которые были вшиты свинцовые шары. Уговор выполнили. Ни железо, ни огонь казненных не коснулись.
Кампенсия же сожгли живьем.
Затем наступила очередь адвоката Марина. На него донесли, что он домогался руки некой Гиспаниллы при помощи колдовства. Не утруждая себя проверкой доноса, Марина схватили и после формального допроса казнили.
По обвинению в колдовстве был казнен колесничий возничий Авхений. Ему не помогло даже заступничество группы сенаторов, возглавляемых Таррацием Бассом. На сенаторов самих завели дело, как соучастников колдовства, и только заступничество друга Максимина Викторина спасло сенаторов от смерти.
Зато за сенаторов Пафия и Корнелия заступиться было некому, и их казнили по доносу о колдовстве.
Потом пришла очередь прокуратора монетного двора, некогда обидевшего чем-то Максимина.
Колесо завертелось. Начались массовые казни как знатных, так и не знатных лиц. Для обвинения в колдовстве или чародействе и последующей казни хватало, зачастую, одного сомнительного доноса от личных врагов обвиняемых.
В эти же дни произошла история, показавшая всем, что к императору за защитой лучше не обращаться.
Лоллиан, сын бывшего префекта Лампадия, был уличен в том, что в юности переписал книгу о чародействе. Учитывая его знатное происхождение и связи отца и заслуги Лампадия, Максимин решил ограничиться ссылкой Лоллиана.
Лампадий, недовольный подобным приговором, посоветовал сыну обратиться за защитой к императору. Лоллиан так и сделал.
По приказу Валентиниана Лоллиана доставили в ставку императора. Здесь его дело поручили консуляру Бетики Фалангию. Последний провел тщательное расследование и предоставил императору доклад, который подтверждал, что Лоллиан в юности переписал книгу о чародействе.
Валентиниан приказал казнить Лоллиана.
Исходя из выше изложенного, советуем любителям ссылаться на Римское право, как образец справедливости и беспристрастности: уточняйте , пожалуйста, о каком Римском праве вы ведете речь: О праве Ранней Республики, о праве Средней Республики, о праве Поздней Республики, о праве Ранней Империи, о праве расцвета Империи, о праве Поздней Империи? Оно было настолько разным, что употребляя термин Римское право, вы, на самом деле, сами не понимаете, за что ратуете, и что ставите в пример.
Смотри также: И тут сжульничали
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.