Все, кто хоть раз побывал в Таиланде, знают эти домики. Про них в первую очередь рассказывают гиды, и они расположены буквально на каждом шагу. Что они обозначают, что символизируют, как тайцы поклоняются своим духам и почему они это делают. Несколько ответов на эти вопросы...
Если вы заметили, их всегда два. Первый, тот что повыше и на одной ноге - домик совсем не для духов, о которых вам рассказывают гиды. Тех духов, что населяют каждый клочок земли, каждую речку и каждое озерцо, каждую машину и мотобайк. да, да, каждое транспортное средство имеет своего духа. А вы думали - почему на машины вешают цветные гирлянды? Так вот, главный домик в этом "святилище" чаще всего для одного из богов индуистского пантеона. Чаще всего - Брахмы, бога-созидателя.
Но это бывает и Шива, и Ганешу, и Индра, но реже. Они могут стоять и самостоятельно. А на участках возле домов только в паре с другим домиком, тем, что действительно для духов этого места. Обычно в нём сидят статуэтки старичка и старушки, это еще и своеобразная память о своих предках.
Обращу ваше внимание, что в таких домиках всегда есть лесенка. Ведь предкам надо же иногда спуститься на землю и погулять. Кстати, монастырь - единственное место, где домик для духов может стоять отдельно. Логично - святилищ Будды и индуистских божеств там и так предостаточно.
Эти анимические верования народов ЮВА такие же, как и у всех народов мира в прошлом. Но в Азии они сохранились до наших дней, а иногда приобрели более ясную форму в религиях. Все знают о Синто - древней религии японцев, или Дао - древнейшей философии Китая. Это по сути анимические верования в духов природы и стихий. Буддизм, как религия и философия, не отрицает существование чего-то потустороннего. Более того, родившись на основах древнеиндийских знаний об устройстве мира, буддизм поддерживает такие взгляды своих приверженцев, а иногда и прямо популяризирует. Даже являясь философией, которая не рассматривает идею Бога. И действительно, наивно бы было предполагать, что мы единственные на этой Земле. так вот традиционные тайские верования говорят о том, что с духами надо уметь ладить, что духи не более важные в этом мире, но более могущественные. Значит, надо заручиться их расположением. Пример - демон Раху, который является покровителем тёмных сил, но также пользуется популярностью у населения, как и прочие.
Или знаменитый Ганешу сын Шивы и Параватти. Между прочим, этот мудрый дух с головой слона отвечает за то, чтоб наши желания не исполнялись. Ведь по Учению, любые страсти и желания тормозят наше развитие. Но это дух умный и добрый, стоит у него опросить, чтоб он не мешал в задуманном деле, и он не станет мешать. Ещё он отвечает за знания и за общение с партнёрами по бизнесу. Если кто-то собирается на переговоры, обязательно спросят поддержки у Ганеши. Или одна из самых почитаемых местных богинь - Мэ Нам, мать всех вод. Богиня плодородия помогающая выращивать рис. Именно в честь её празднуется осенью Лой Кратон.
Или чего только стоят статуи демонов-ракшасов, которые боролись с героем индийского эпоса Рамаяна! Кстати, их существует конечное число, и все статуи, которые вы видите (стражи ворот), имеют личное имя. Самые популярные - Равана и Ваджраван, два ракшаса, один из которых своровал у Рамы жену Ситу и претендовал на мировое господство, а второй воевал на стороне Рамы. Но вернёмся к домикам.
Обратите внимание, что один из них имеет крышу в виде шиваитсого храма (кукурузину), а второй - традиционного тайского дома. Внутри домика для божества самого божества может и не быть, но он там "присутствует", обязательны несколько фигурок кенаров, существ небесных хоть и чуть ниже статусом, чем боги. Эти существа, певцы, танцоры и музыканты, призваны скрашивать досуг богов. В домиках для духов места и предков очень много игрушек бывает. А ведь и правда, дети любят приходить в гости к бабушкам-дедушкам, потому что у тех всегда есть чем порадовать внуков.
Сатху сатху сатху...