Найти тему

Кто заработал на кризисе 2020? У кого вся прибыль от пандемии впереди?

Пока весь мир подсчитывает убытки, они – прибыль. Какие компании и бизнесы сумели не только не потерять доходность в период режима самоизоляции, но и хорошо заработать? А у кого еще вся прибыль от пандемии впереди? Эксперты РЭУ им. Плеханова решили выяснить это.

Можно ли заработать на кризисе?

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов.

Выигрышные отрасли. Исторически кризисы имеют различные основания. Что отличает их по характеру и последствиям. Нынешние проблемы в мировой экономике – следствие масштабной эпидемии, которая затронула всех. В том числе и нашу страну, которая в следующем году, по прогнозам, может недосчитаться 5% ВВП.

При погружении экономики в кризисный процесс всегда возникают отрасли (или отдельные бизнес-направления), которые страдают в наибольшей степени. Но есть те, кто выигрывает от кризиса. Их, как правило, меньшинство. Речь о них пойдет ниже.

Условно "бенефициаров" ситуации можно разделить на 3 большие группы:

  • Цепочка отраслей, напрямую связанных с возросшими потребностями медицинского (или "околомедицинского") характера;
  • Отрасли, нашедшие возможность сопровождения повседневной жизни населения в новых условиях "удаленки";
  • Группы IT-компаний, которые взяли на себя функционал по удаленному сопровождению деятельности значительной части бизнес-процессов.
Первая группа. С этой группой ситуация ясна: повышенный спрос на продукцию позволил увеличить объемы производства и реализации при одновременном росте доходности бизнеса. На других же получателях "кризисных дивидендов" стоит остановиться подробнее.
Первая группа. С этой группой ситуация ясна: повышенный спрос на продукцию позволил увеличить объемы производства и реализации при одновременном росте доходности бизнеса. На других же получателях "кризисных дивидендов" стоит остановиться подробнее.

Вторая группа. Рестораны, образовательные учреждения, частные преподаватели (причем сфера преподавания не важна, главное – проведение дистанционных занятий через соответствующие приложения), службы доставки еды и иных товаров – все перечисленные сферы, изыскавшие возможность перехода в режим онлайн-взаимодействия со своими клиентами, оказались в выигрыше.

Причем ряд компаний из перечисленных выше не только смогли компенсировать убытки "отключения" привычного офлайн-взаимодействия со своими клиентами (наиболее яркий пример – рестораны), но и сформировали серьезный задел на "послевирусное" будущее. И далеко за примерами ходить не надо. Так, еще в марте, когда "пиковый" период ограничительных мер не был достигнут, ритейлер "Утконос" заявлял о почти 400% приросте объема заказов (неделя к неделе), а выручка "Яндекс-Лавки" достигла 900 млн рублей в апреле притом, что показатели всего первого квартала не превышали 800 млн рублей.

Та же тенденция сформировалась и в онлайн-образовании, когда прирост объемов продаж за 1 квартал 2020 года составил 20% относительно показателей того же периода 2019 года. При этом в абсолютном выражении совокупная выручка 30-ти крупнейших российских edtech-компаний составила 2,8 млрд руб., увеличившись на 0,9 млрд рублей по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

Третья группа. Эта категория "выгодоприобретателей" – технологичные IT-структуры, предложившие наиболее стабильные программные решения, прежде всего – для бизнеса. Речь идет о программах, использование которых позволило компаниям (причем сфера их деятельности в данном случае не так важна) минимизировать неудобства работы в дистанционном режиме и максимально приблизиться к обстановке офиса.

Компании-разработчики и владельцы подобных приложений/программ (среди них: Viber, Drop Box, TeamViewer, Zoom и т.д.) существенно расширили объемы своего бизнеса. Причем не на короткий период "самоизоляции", а с долгосрочным заделом на будущее. К этому же списку можно отнести и российских игроков IT-рынка: например, компания "Крок" предложила работодателям следить за разговорами и компьютерами сотрудников на "удалёнке" – это решение с высокой долей вероятности найдет своих потребителей и после отмены всех ограничений. Очевидно, часть организаций сохранит режим "home office" для некоторых сотрудников, поскольку это прямой и эффективный путь снижения издержек для бизнеса.

Однако наиболее показательна в этом смысле статистика компании Zoom: только 11 марта 2020 года 343 тыс. человек во всем мире скачали это приложение, а стоимость акций компании возросла в два раза с начала пандемии!

Кто еще может заработать? Среди отраслей, которые могут выиграть от пандемии – туризм. Особое внимание стоит обратить на кардинально возросшие возможности для игроков рынка внутрироссийского туризма. Сохранение режима "закрытых границ" автоматически перенаправило поток туристов, не имеющих в настоящее время возможности отдыха на привычных иностранных курортах, на российское побережье и в отечественные санатории и турбазы.

Иначе говоря, в наступающем сезоне российская туриндустрия получит беспрецедентный поток инвестиций без каких-либо усилий на их привлечение. С другой стороны, ключевая проблема российских курортов – неразвитость инфраструктуры. Эту проблему отрасль могла бы решить сейчас на фоне "удачного" стечения обстоятельств. Будет или нет использована образовавшаяся возможность для формирования эффективного задела на будущее, покажет ближайший год.

Источник