Найти в Дзене
Кино и образ

Пруст и римское барокко в фильме Л. Висконти "Невинный"

Среди прекрасных работ режиссера Лукино Висконти и его верного соратника, художника по костюмам Пьеро Този, есть одна, которая занимает в моем сердце особое место. Это фильм «Невинный», снятый по прозе Габриэле Д'Аннунцио.
#Костюмы из «Невинного» вызвали у меня шок, потрясение, открыли новый мир гармонии и красоты.
Что в них прекрасно? Не только их #аутентичность, а

Автор: Ирина Жигмунд

Среди прекрасных работ режиссера Лукино Висконти и его верного соратника, художника по костюмам Пьеро Този, есть одна, которая занимает в моем сердце особое место. Это фильм «Невинный», снятый по прозе Габриэле Д'Аннунцио.
#Костюмы из «Невинного» вызвали у меня шок, потрясение, открыли новый мир гармонии и красоты.
Что в них прекрасно? Не только их #аутентичность, а #органичность: они изящной виньеткой вписаны в эстетское пространство фильма.

Кадр из фильма "Невинный"
Кадр из фильма "Невинный"

Немного истории.

Летом 1975 года Лукино Висконти начинает работу над фильмом «Невинный» по роману Д'Аннунцио с Лаурой Антонелли и Джанкарло Джаннини (изначально планировались Ален Делон и Шарлотта Ремплинг). Висконти был уставшим, больным (у него было сломано бедро).


«Но, чтобы обмануть себя и свою болезнь, он не терял самоиронии и был готов работать до упора. Не сдавался. Жил желанием что-то делать, работать», - вспоминал Пьеро Този.
Режиссер Лукино Висконти на съемках фильма "Невинный"
Режиссер Лукино Висконти на съемках фильма "Невинный"
А сам Висконти признался в одном из своих последних интервью: «... клянусь, ни старость, ни болезнь не подавили моего желания жить и создавать. Я чувствую себя в силах сделать еще не один, а десять фильмов. Кино, театр, мюзикл... Хочется браться решительно за все. Со страстью! Потому что всегда надо гореть страстью, если берешься за что-то. Да и вообще, для чего мы здесь, как не для того, чтобы гореть — до тех пор, пока смерть, этот последний акт жизни, не завершит нашу оперу, превращая нас в пепел...»

Костюмы. Источники вдохновения.

« Я давно уже изучил и рисовал эти изогнутого силуэта платья с турнюрами, - продолжает вспоминать Този, - для другого фильма Висконти «В поисках утраченного времени» по Прусту еще в 1970-м году.


Это был фильм-мираж, который режиссер мечтал снять всю свою жизнь, и, казалось бы, уже были открыты все двери: написан последний сценарий Сусо Чекки д'Амико и найдены интерьеры и экстерьеры Марио Гарбулья, но...

Висконти на выборе натуры во Франции. Подготовка к съемкам неосуществленного проекта "В поисках утраченного времени"
Висконти на выборе натуры во Франции. Подготовка к съемкам неосуществленного проекта "В поисках утраченного времени"

Без слов было ясно, что и «Невинный» Висконти хотел снимать по-прустовски: ничего «аннунциановского», никакого Duca Minimo (кличка Д'Аннунцио), только салоны и концерты, как у Германтов, у Вердюренов».

Поэтому, у главной героини в первом ее появлении платье фиолетового цвета, ведь с лиловым у Пруста связано имя главной героини книги «У Германтов»:

Эскиз платья П. Този для фильма "Невинный"
Эскиз платья П. Този для фильма "Невинный"
«имя Германт... вернет мне теплую, яркую, свежую лиловь, которую нежил взор пышный галстук юной герцогини, и напоминавшие вновь расцветшие и недоступные барвинки ее глаза, осиянные лазоревой улыбкой».

Прототипом этой прустовской героини послужила графиня Элизабет Греффюль, неразделенной любовью к которой мучился ее кузен, изысканный эстет граф Роберт де Монтескью.


Она слыла признанной парижской красавицей, про глаза которой писали, что они были редкого цвета "темно - фиолетового c коричневым оттенком, как лепестки анютиных глазкок."

Портрет графини Элизабет Греффюль.
Портрет графини Элизабет Греффюль.

Но Пруста она очаровала не только своею красотой, но и тонкостью вкуса в одежде. В Париже с 7 ноября 2015 по 20 марта 2016 года, в Музее Galliera прошла #выставка "Невероятный гардероб графини Греффюль», где были представлены 50 ее платьев от лучших дизайнеров того времени, от Ворта до #Фортуни.

Думаю, еще лиловый цвет платья и газовое покрывало были продиктованы нежной любовью Лукино Висконти к своей матери Карле Эрбе, именно так она была запечатлена на одном из своих фото.


Бесценным источником для изучения эпохи послужили фотографии
Джузеппе Примоли. За последние десятилетия девятнадцатого века, заядлый #фотограф Примоли, снял более 10000 фотографий. Его наиболее продуктивный период был 1888-1894 гг. Сегодня они находятся в Риме, в Фонде Примоли


Платья. Крой.

Не устаю любоваться этими элегантными лифами с изящными декоративными линиями, напоминающие лепестки нежных лилий и создающие иллюзию еще более тонкой талии и еще более красивой линии бедра.

«Но прелестная, обрывавшаяся линия талии представляла собой несомненный исток, неизбежное начало невидимых линий, которые глаз не мог отказать себе в удовольствии продолжать, и вокруг этой женщины рождались дивные линии, вместе образуя как бы призрак идеальной женской фигуры, вычерчивавшейся во тьме». М. Пруст "У Германтов"

Платья. Цвет.

При том, что в фильме действие происходит в 1890-х гг, все кадры светских вечеров — абсолютно барочные по цвету. Сделано это сознательно.

«Прогуливаясь по Риму, мы обращали внимание на барочные дворцы и их красные и желтые интерьеры.
Захотелось применить всю эту перегруженную светом и цветом палитру в наших платьях, вспоминая, что в эти года всю римскую знать обшивал Ворт, и нередкостью были платья фиолетовых, бензиново — синего и интенсивного желтого цветов», - вспоминал П. Този.

Marguerite Stern, by Carolus-Duran 1889
Marguerite Stern, by Carolus-Duran 1889

Умберто Тирелли, в чьих мастерских шили костюмы к фильму, был страстный коллекционер старинной одежды. В его фондах насчитывается более 15000 единиц хранения костюмов и аксессуаров всех времен и народов. Ниже - фото из его коллекции аутентичных вечерних платьев 1890-х гг. Все фото взяты на сайте


Цветовая гамма этих платьев просто удивительна! Анилиновые красители были по-прежнему в моде.


Крой этого платья был использован для лилового туалета героини. Но мне вариант Тирелли нравится больше - здесь более изящные линии лифа.


Казалось бы, яркие платья сняты на фоне избыточных декораций — а глаз не утомляется, напротив! Все это происходит от того, что костюмы каждой сцены несут в себе основную гамму интерьера.

Костюмы не противоречат колористике интерьера, не вываливаются из него, а словно бы выходят из этих штофных стен и деревянной позолоты, чтобы через какое-то мгновение, снова раствориться в них.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Поэтому, меня не удивил грустный рассказ Този о своем маленьком промахе.
«В романе есть такой ключевой пассаж: он занимает две страницы. Тулио дома. Джулиана, жена, которая ему изменяет, собирается выходить из дома: на ней костюм из вигоньи (род шерсти), так написано у Д'Аннунцио. Она надевает шляпку с вуалеткой и просит помочь мужа закрепить ее. Это момент ревности. В первый раз Тулио овладела бешенная ревность.

Обсуждаем вигониевый костюм. Я думаю, что он должен быть серым. Лукино мне говорит: «Ты - сумасшедший. Вигонья, беж» Я ему отвечаю, что вигонья делается из шерсти овец и может быть серой или бежевой, но Антонелли бежевый не идет. Уперся, не уступает. Пришел день съемок. Лукино увидел серый вигониевый костюм и дал на него согласие. Он сдался, потому что на площадке были гости. А вечером прислал мне письмо: «Дорогой Пьеро, ты всегда был важным сотрудником, твоя работа для меня незаменима. Сегодня, в первый раз за много лет, ты меня разочаровал».
Мы заканчивали съемки «Невинного». Была зима 1976. А скоро, весной, 17 марта, Висконти умер»

-24

Бежевый цвет костюма идеально вписался бы в кофейно-кремовую гамму интерьера. Серый выглядит очень сухо. Казалось бы, ерунда...

Титры фильма "Невинный". В кадре рука Лукино Висконти...
Титры фильма "Невинный". В кадре рука Лукино Висконти...

P.S.

Пьеро Този на выставке костюмов в Риме у своего платья из "Невинного". Послушать бы, что говорит...
Пьеро Този на выставке костюмов в Риме у своего платья из "Невинного". Послушать бы, что говорит...

Для написания этого поста я использовала книги:
"Tirelli 50. Il guardaroba dei sogni"
"Piero Tosi. Costumi e scenografie"
"Висконти о Висконти"
М. Пруст "У Германтов"
"Hollywood sketchbook"