Ключ к успешной компании в ROME: Total War - это грамотно выстроенный баланс между тремя "китами" игры. А именно: экономика, политика и военная мощь. Как вы догадались, здесь речь пойдёт о финансовой составляющей этой великолепной стратегии.
Для начала разберёмся с источниками дохода . Условно, все доходы и расходы можно разделить на постоянные и "случайные".
Постоянные статьи дохода и как на них влиять
В свитке финансового отчёта на старте игры мы можем наблюдать не весёлую картину: даже без единой траты на строительство и найм отрядов, казна покажет доходность меньше 100 динариев за ход. Какое же здесь развитие? Давайте поподробнее.
Сельское хозяйство (фермерство)
Сейчас мы видим, что второй по сумме доход нам приносит сельское хозяйство. И на начальном этапе, плюс-минус, эта ситуация сохранится. Пока рабы возделывают поля, а фермеры продают пищу населению, у нас есть небольшой гешефт.
С точки зрения стратегии, развивать фермерство в первую очередь, имеет смысл только в регионах с высокой плодородностью. Поэтому, сначала нужно посмотреть на стратегической карте качество каждой провинции и, исходя из этого, принимать решения о постройках или проведении реформ.
Так же, если основным ресурсом провинции является, к примеру, зерно или вино - тоже смело бросаемся укреплять земледелие.
Важно понимать, что развитие сельского хозяйства повышает и численность населения. Рост городов - это хорошо, но на более поздних этапах игры придётся бороться с таким неприятным фактором, как перенаселение (вызывает недовольство, нищету, бунты).
Лучшей стратегией здесь будет - удерживать баланс между торговыми постройками и земельными реформами. А в провинциях с высоким процентом роста населения, оставлять фермерское строительство на последний момент, перед переходом поселения на следующий уровень.
Торговля
Это самый "жирный" кусок в экономической системе игры, который проявляется не сразу. Это хорошо видно на изображении сверху: земледелие почти вдвое прибыльнее...
Торговые постройки лучше возводить в первую очередь. Причём, не всегда игрок догадывается, какие именно здания в большей мере влияют на рост товарооборота. Вот последовательный список:
- Дороги первого уровня. Ни о какой полноценной торговле не может идти речи, если добраться до соседнего поселения - настоящий подвиг пилигрима. Но, не следует во вторую очередь усовершенствовать дороги до второго уровня, потому, что больше прибыли вам принесут...
- Морские порты. Строительство возможно, естественно, только в прибрежных провинциях. Порт открывает изобилие морского импорта и экспорта. С каждым ходом казна будет расти и расти значительно быстрее, чем от сухопутной торговли. Почему тогда в первую очередь строить дороги, а порт только во вторую? Всё очень просто: дорога строится 1 ход, а порт 3.
- Торговец и его усовершенствования. И только третьим пунктом, собственно, торговые здания имеет смысл возводить.
В провинциях с высоким ростом населения следует придерживаться следующей стратегии: полностью усовершенствовать все порты, здания торговли, шахты и рудники, построить максимально доступные на текущем уровне поселения дороги, а уж потом приступать к сельскому хозяйству. По возможности, налоги выкрутить на максимум. Эти действия не уберут проблему перенаселения на корню, но значительно её отсрочат!
Естественно, не нужно забывать заключать со всеми, с кем возможно, торговые договоры. Даже если фракция находится за морями-океанами: морская торговля всегда рулит. А вот вести беспорядочные войны со своими соседями, может и добавляет некоторого драйва, но с точки зрения стратегии - не очень разумно.
Рудники.
Наличие в провинции залежей полезных ископаемых (особенно золота) - настоящий подарок для казны государства. Помимо мощнейшего подстёгивания торговли, они приносят фиксированную сумму за каждый ход, как бонус. Их возведение имеет смысл сразу после постройки Торговца.
Налоги
На начальном этапе налоги приносят самый высокий доход в казну, но с грамотным развитием экономики фракции, баланс будет быстро меняться и через несколько лет активного развития, главным источником звенящих динариев станет торговля. Если это так - мои поздравления, вы всё делаете верно!
В дальнейшем повышать или, наоборот, снижать налоги вы будете с целью уменьшения (повышения) роста населения в провинции. Или для обеспечения порядка и спокойствия в мятежных городах.
Не постоянные источники дохода
Как правило, это единичные или косвенно контролируемые вами события, которые, однако, могут в нужный момент, буквально, вытащить фракцию из нищеты в лидеры. И это не преувеличение!
Дань и единовременные выплаты
Дипломатия очень помогает экономике не только в сфере укрепления торговых связей, но в циничной области прямого вымогательства денег у врагов. Работает эта система с самого раннего периода и на всём протяжении игры. Условие одно - враг должен явно уступать вам в силе. А это, при игре за римскую фракцию, большинство противников.
Так, на начальном этапе, можно сразу же захватить карфагенский Каралис (остров Сардиния), а за тем, дипломатом потребовать за прекращение огня и торговые соглашения - кругленькую сумму. Мой рекорд был, что-то около 20 000! Для начала игры - целое состояние!
А уж если за прошением мира к вам прибыл сам противник, то тут уж грех не воспользоваться ситуацией. Однако, надо понимать, что бОльшую часть своей казны никто вам отдавать не станет и требования должны быть адекватными! Скажем, варварам, редко удаётся быстро развиваться и сумма в 6000 от них - очень не плохой "навар".
Ну и не забываем торговаться. Если ваш визави предлагает иные условия - пользуйтесь контрпредложением!
Выполнение заданий Сената
Это отдельная статья дохода и на первых ходах, буквально, спасёт вашу экономику от затяжного падения. Не стОит бросаться выполнять, зачастую, абсолютно самодурные его поручения, но, если вам это на руку, почему бы и нет?
Особенно имеет смысл обращать внимание на задания, где в качестве награды фигурирует "щедрое вознаграждение", как правило это суммы от 5000.
Разрушение построек
Иногда ситуация требует кардинальных решений и тогда, в качестве временного выхода, имеет смысл разрушить не самые важные постройки в ваших городах. Дело в том, что часть стоимости их возведения вливаются к вам в казну. Иногда суммы весьма впечатляющие.
Даже если дела у вас складываются великолепно и казна трещит от золота - всегда разрушайте религиозные постройки иных культур. И дело здесь не только в деньгах, а ещё и в уменьшения волнений в поселении. Разница культур питает сепаратные настроения как живительная влага молодые побеги. Но, это уже совсем другая история!
На благо казны можно использовать коррупцию и множество жругих неявных факторов. Но об этом в следующий раз.
Если нравится контент - подписывайся и ставь палец вверх!