Найти тему
Оказия

Девушка спасает мебель с помоек и превращает в шедевры

Настя Шульга подбирает предметы интерьера на помойках, выискивает на сайтах бесплатных объявлений и в соцсетях. И все для того, чтобы дать им вторую жизнь. Тумбочки, абажуры, картины и стулья обретают новое звучание и вполне вписываются в интерьеры, которые девушка создает на своей основной работе или попросту находят новых хозяев (кстати, за смешные деньги). Специально для "Оказии" проектировщик и дизайнер рассказала о своей философии повторного использования мебели и о том, как ей удалось вдохнуть жизнь в десятки казалось бы отслуживших свое вещей.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Надо брать

— Целенаправленно я редко что-то ищу. Но "фильтр" на контейнерные площадки, арки и другие места, куда обычно выносят мебель, у меня работает постоянно. Если вижу вещь, которую бы поставила у себя дома - значит надо брать. А вообще, чем несправедливее ситуация, тем больше я вовлекаюсь: Если хорошую вещь продают за смешные деньги на рынке и ее явно не ценят по достоинству, тоже надо брать. Если хорошую вещь незаслуженно выбросили, но она может еще послужить - надо брать. Если встречаю на "Авито" объявление с небольшим ценником с удобной локацией, и загораюсь мыслью привести эту вещь в порядок, надо брать. Если продавец оказывается перекупщиком с жаждой наживы - не надо брать категорически. Если я рискую стать жертвой чьего-то коммерческого интереса - тоже скорее всего брать не стану. Хочется помогать людям избавляться от потерявших актуальность для них вещей не с упором на деньги, а с акцентом на помощь и удобство. Иногда, если вещь редкая и очень очень мне нужна - готова пожертвовать принципами, но по итогу чувствую себя грязно.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Спасение vs реставрация

— Я не могу сказать, что именно реставрирую мебель. Реставрация - это процесс, подразумевающий профессионализм, как мне кажется. А то, чем занимаюсь я, это скромный ремонт. Я спасаю мебель, это первично и более важно, чем ярлык реставраторства или ремонта. То есть основная идея в том, что мне интересно именно факт «спасения» каждого отдельного предмета. Я не ремонтирую мебель на заказ потому что это подразумевает определенные рамки и ограничения: есть заказчик, есть его требования, есть определенный бюджет. Во-первых, вкусы с заказчиками часто не совпадают, а делать продукт, в который я не могу привнести 100% своих идей, это рамки. Во-вторых, работа на заказ подразумевает срок. И часто это сжатые сроки. Подстраиваться под них, торопиться и работать в напряженной атмосфере, я тоже отказываюсь.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Всю взрослую жизнь (если ее можно так назвать) я находилась в погоне за зарплатой: ходила на работу, выполняла чьи-то поручения, училась, брала на себя ответственность, выполняла более сложные поручения, снова училась и так до момента пока моя психика не сказала мне: СТОП. Точнее тогда мне так не казалось, потому что я полностью была увлечена процессом. Отстранившись же, со временем, я вполне четко увидела картинку, которая мне не понравилась. В этот самый момент я поняла, что ничего уже не будет как прежде, и что ни при каких обстоятельствах я не готова жертвовать своей свободой ради процесса зарабатывания денег. Со временем мои карьерные амбиции закончились и я скромно занимаюсь тем, что мы обсуждаем сейчас. Хотя потребность зарабатывания денег никуда не делась. Я сделала этот процесс максимально адаптированным под себя, поэтому я занимаюсь фрилансом в удобном для себя формате, а в свободное время спасаю мебель.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Вопрос мотивации

Меня всегда привлекали дефективные вещи и девиантные явления. Изначально с детства я была аутсайдером в социальном плане и для дружбы интуитивно выбирала таких же ребят. Мне было интересно с изгоями. Я выбирала вещи, не пользующиеся популярностью, всеми заброшенные. Мне казалось это ужасно несправедливым, ведь именно такие вещи были настоящими. И в этом была их основная ценность в океане всеобщего притворства. Постепенно это распространилось на все сферы жизни. Поэтому мое увлечение выбрасываемой и никому не нужной мебелью и эпохой, породившей эту мебель, следствие событий из детства/юношества. Я не расцениваю это как благородство. Это просто то, что меня беспокоит по многим пунктам. Тут и рациональность использования ресурсов, и эстетика и возможность сделать функциональный предмет по-сути из мусора.

Фото: Instagram @like_a_babushka
Фото: Instagram @like_a_babushka

Образование для галочки, работа - для души

Я по образованию экономист, но это образование было получено для галочки, так сказать. Для успокоения родителей и их стереотипа о том, что в наше время человек без диплома моет туалеты (Да простят меня профессиональные горничные, многие из которых имеют качественное высшее образование). После школы я вначале поступила на факультет дизайна интерьеров. Эта была моя мечта. Но долго я там не продержалась, так как не имела никаких художественных навыков, в то время как все мои однокурсники учились в художественных школах с детства. Почему-то все считают, что дизайн это про умение рисовать. На первом курсе мы только и занимались что академическим рисунком, цветоведением и композицией (опять таки через рисование). У меня все это так стремительно не получалось. И спустя полгода страданий я ушла, разочаровавшись и в себе и в высшем образовании в целом, так как педагогический подход нисколько не мотивировал меня стараться, напротив, все только и говорили «не получается - уходи».

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

— В итоге по средствам своего несгибаемого интереса к этой сфере и дополнительному образованию в виде разных курсов и работе на стройке я пришла к тому, что сейчас я технический дизайнер. То есть в первую очередь я занимаюсь техническими вопросами, авторским надзором и разработкой рабочей документации, а иногда, по настроению, и если мои вкусы совпадают с запросом заказчика, могу придумать интерьер и подобрать материалы. Но так как это более сложная работа в эмоциональном плане, стараюсь делать это не часто, мне сложно взаимодействовать с людьми.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

— Насчет использования отреставрированной мебели в дизайне: вообще это моя мечта. И как раз благодаря этому я сняла мастерскую. У меня был один проект, который не подразумевал новую мебель и декор. Когда я начала присматривать что-то на "Авито" или у тех, кто занимается восстановлением мебели, выяснилось, что либо это стоит космических денег, либо все в очень плохом состоянии. И я решила попробовать сделать все сама, тем более на тот момент у меня было много предметов, которые были куплены или найдены ранее и ждали своего часа. Я несколько лет регулярно хожу на блошиный рынок и покупаю понравившиеся вещи. Так же я подбираю мебель с улиц. И мебели стало настолько много, что я раздавала ее своим друзьям. Учитывая специфику жизни на съемных квартирах и частые переезды, иметь много вещей неудобно. И тут встает вопрос - как быть, когда ты тащишь все домой, а девать это некуда.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Женщина-столяр. Или где происходит чудо

— Основу всему заложила моя работа в столярной мастерской. Я работала в шлифовочном и малярном цехах. Мне там очень нравилось, но лакокрасочные испарения ощутимо влияли на здоровье. И вскоре я приняла решение сменить род деятельности. Параллельно я наблюдала за работой столяров, у меня была возможность осваивать станки в выходные дни. В столярное дело я пошла с идеей делать мебель, потому что меня будоражил предметный дизайн. Тогда в свои 20 лет я узнала о пинтересте (онлайн-сервис Pinterest -*прим ред) и меня поглотил предметный дизайн. Я мечтала о маленькой гаражной мастерской, но совершенно не знала, что для этого нужно. Поэтому я пошла работать на мебельное производство, чтобы подсмотреть как там все устроено. В итоге идея с мастерской потеряла актуальность на последующие 10 лет. Несколько лет "до" и "после" мебельного производства я работала электромонтажником на стройке. Это довольно забавная история. Меня с детства привлекало строительство и ремонты. Там я тоже очень много наблюдала за строителями и поняла многие строительные процессы Это и стало фундаментом моей сегодняшней профессии как технического дизайнера, так и «реставратора».

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

— Раньше я снимала помещение на заводе пополам со знакомой керамисткой. Мы работали через день, чтобы не пересекаться. Так мы проработали с августа по декабрь 2019. После чего мне стало тесно, и я сняла часть помещения в просторной столярной мастерской у своих знакомых. Это дает мне больше возможностей. Во время пандемии я практически не появлялась там. И вот потихоньку начинаю возвращаться в рабочий ритм. Регулярность моей работы зависит от загрузки по дизайн проектам. Бывает у меня мало работы, и я могу уделять много времени спасению мебели, а бывает бОльшую часть времени я провожу на стройках или за чертежами.

Читайте также: Кто на самом деле изобрел велосипед?

"Лайк э бабушка"

— Сложно сказать, сколько мебели прошло через мои руки. В рамках проекта like a babushka около сорока позиций было отправлено в интерьер проекта, о котором я говорила ранее. Среди них десяток стульев, пара ковров, около десятка светильников, стол, тумба, более двадцати рамок с картинами и зеркал разного размера.
Были мелочи, которые я отправляла в Москву: cтулья, которые покупали под реставрацию коллеги из подобных моему, но более коммерциализированных проектов, чтобы перепродать дороже. Очень много вещей ждут своей очереди, я делаю их потихоньку.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

Время реставрация одного предмета зависит от многих факторов:

  • Состояние предмета. Бывают совсем убитые вещи, которые проще не делать. А бывает нужно только лак снять и покрыть заново. Так что вариантов развития событий несколько.
  • Вдохновение. Бывает просто не можешь остановиться, пока не закончишь, а бывает теряешь интерес в процессе и откладываешь в сторону. Проходит время, придумываешь все по-новому, меняешь цвет или ткань или все сразу и получается вообще другое по сравнению с первичной идеей. А бывает сделаешь что-то, и результат не нравится. Кажется, что чего-то не хватает, но не понимаешь чего именно. Отставляешь в сторону, проходит время, видишь где-то что-то, что наталкивает на идею. Загорается лампочка в голове и в миг дополняешь этот предмет и чувствуешь завершенность.
  • Регулярность работы. Если посвящать этому все время и работать каждый день - это одно, а если ходить в мастерскую три раза в неделю - тогда все гораздо дольше. Для меня это неспешный творческий процесс, не имеющий сроков. Но если пытаться ответить более конкретно, за пару рабочих дней можно сделать, допустим, 5 несложных стульев.
    Первый день - разбор стульев на детали, циклевка, шлифовка, шпаклевка и склеивание (ночью все сохнет). Второй день - подготовка к покраске, то есть дошлифовка, а потом покраска в два слоя. И еще одну ночь все сохнет. Если сидения съемные,пока каркас сохнет, можно их перетянуть. Если стационарные - ждем высыхания и на следующий день перетяжка. Если сиденье деревянное, тогда все готово после высыхания. Бывает что-то идет не так, результат покраски не нравится, тогда частичная шлифовка/циклевка и покрытие морилкой и лаком заново.
Фото-скрин из видео журнала "Оказия"
Фото-скрин из видео журнала "Оказия"

Если работать регулярно, не теряя нить происходящего, выстроив все процессы последовательно, держа в порядке все инструменты (и не терять детали и крепеж от разобранных предметов), все вполне просто и не растянуто во времени. Последовательность всегда одинаковая: дотащить до мастерской (с этим бывают проблемы, так как из транспорта у меня самокат и грузовая тележка), разобрать, снять старое покрытие, заделать дефекты (дыры, трещины, сколы), склеить все части, покрасить, довести до готового вида используя текстиль, фурнитуру (в зависимости от вида изделия). За сложные предметы я не берусь. Никакой резьбы, высокохудожественной покраски, патины и сусального золота. Пока учусь работать со шпоном (с его восстановлением много мороки, поэтому заведомо не подбираю вещи с сильно аварийным шпонированным покрытием).

Фото предоставлено Настей Шульгой (*Мебельшеринг - группы в ВК)
Фото предоставлено Настей Шульгой (*Мебельшеринг - группы в ВК)

Хобби или бизнес?

— Мой проект нельзя назвать коммерческим. Но и социальным его не назовешь. Пока по первому своему опыту могу сказать, что то, чем я занимаюсь, экономически нецелесообразно в том формате, в котором существует на сегодняшний день. Это хобби, а не работа. У меня нет команды, каналов продаж (и вообще мне не нравится заниматься продажами). Получается, что все, что я делаю, я делаю для себя. Но если появляется спрос среди моих знакомых и их знакомых, я с удовольствием его удовлетворяю, что дает мне эмоциональную и материальную возможность не терять мотивации и продолжать спасать мебель. Вероятно со временем все перейдет в полноценный бизнес или заглохнет вовсе. Так или иначе я не форсирую события и спокойно занимаюсь тем, что мне нравится.

Фото: Instagram @like_a_babushka
Фото: Instagram @like_a_babushka

"Особый" интерьер

— Я не буду сыпать интерьерными стилями и перечислять, что с чем сочетается. Мне это неизвестно, отвечу проще: Если нравится советская мебель - ты просто берешь и ставишь ее у себя дома. Я очень сомневаюсь, что любители лакшери интерьеров будут пытаться впихнуть советскую мебель в свою мажорную жилплощадь с диваном, обитым телячьей кожей. Для меня существует только тот стиль, который мне нравится. Кроме этого я ничего не умею и даже не пытаюсь. Это уютный, противоречивый, разношерстный, иногда с налетом безумства или хулиганства, иногда с бабушкиными мотивами, но всегда такой честный и понятный. Кто-то называет это а-ля "Петербургский стиль". Для меня это нечто среднее между интеллигентной коммунальной квартирой, лавкой старьевщика и складом театрального реквизита, где розовая голова лошади соседствует с буфетом 50х, французская живопись XIX века делит стену с иконами в золотых резных рамах и современным искусством.

Фото: Instagram @like_a_babushka
Фото: Instagram @like_a_babushka

А в чем смысл?

Хочется, чтобы безотходная жизнь стала не модой, а сознательным выбором. Я не готова отвечать за всех людей, но смею предположить, что есть категория эстетов, кто ценит такие вещи за их красоту и концепцию историзма, видя в них определенную глубину, в отличии от плоского «новодела» пусть и с исключительным дизайном. Есть категория протестующих людей против общества потребления, они не хотят поощрять капитализм и выбирают экологичный подход во всем. Есть люди, испытывающие ностальгические настроения по ушедшей эпохе. Так что факт второй жизни вещей, это одновременно и попытка снижения отходов и красивая мебель.

Фото предоставлено Настей Шульгой
Фото предоставлено Настей Шульгой

— Но лично я не думаю, что использование кем-то выброшенной мебели фактически приведет к снижению количества производимой новой. Едва ли всеми уважаемая "Икеа" когда-либо уменьшит обороты производства из-за того, что сообщество мебельшеринга повысит свою численность. Но это уже совсем другой разговор.

Читайте также:

10 простых правил, которые помогут перейти на рациональное потребление

Аист, который улетает. Психолог о пациентках, идущих на аборт

"Был бы кусочек хлебушка". Как скульптору живется на карантине?