Задавать вопросы — это хорошо.
Поговорим о том, как привить себе привычку задавать вопросы и какие есть техники для этого.
Человек начинает задаваться вопросами в довольно раннем возрасте и было бы здорово, если бы человек продолжал донимать всех (конечно, в первую очередь самого себя) тысячами и тысячами вопросов каждый день. Почему же я не наблюдаю этого в своей жизни и сам, пожалуй, задаю слишком мало вопросов.
Многие из нас, кто когда-либо имел удовольствие чему-либо наверняка слышали «есть вопросы» — этакий завершающий аккорд в выступлении/лекции/докладе. Многие из нас слышат вместо предложения обсудить тему выступления разрешение уже наконец-то пойти и выпить кофе или покушать. Конечно же, есть и те, кто все-таки задают вопросы. Скажу честно, сам я этих людей всегда ненавижу. Я хочу, сказать, именно эти люди — большие молодцы и явно приходят на подобные мероприятия не зря. Но они ведь воруют мое время на обед!
Когда я задался вопросом, почему же я испытываю такую неприязнь к подобного рода дотошности (и вообще определяю желание человека задать вопрос термином дотошность) я понял, что мне сложно вспомнить, когда бы на моем пути встретился человек, который был бы рад, когда ему задают вопросы. В школе и дома не учат задавать вопросы. А ведь хороший вопрос — это ответ. Вспомните, как вы воспринимали того надоедливого выскочку-задрота, который постоянно тянул руку? Как реагировали ваши родители на миллионный вопрос о том, почему у червей нет глаз или почему нельзя есть только мороженое? Даже когда у вас есть вопрос вы его не задаете.
Орит Гадиеш, председатель совета директоров Bain & Company добилась успеха, как и многие другие инноваторы и успешные предприниматели, в том числе за счет навыка постоянно задавать вопросы.
В детстве в Израиле ее интересовало буквально все, и она «задавала по сто вопросов». Родители настраивали ее задавать вопросы и на занятиях в школе, и она так и поступала. В восьмом классе учитель написал ей в тетради: «Орит! Всегда задавай по два вопроса и даже по три, по четыре. Будь всегда любознательной». Прочтя послание учителя, Гадиешвпервые подумала, что «задавать вопросы — это настоящий путь, которым можно следовать». Позднее, став взрослой, она избрала тот же подход, чтобы совместно с коллегами вырабатывать предложения для клиентов в Bain, она поняла, что «задавать клиентам массу вопросов — очень важно для поиска мощных решений».
Думаю, мало кто может представить себе ситуацию, в которой учитель в школе пишет мотивационные заметки вам в дневник с просьбами задавать как можно больше вопросов, а еще лучше как можно больше сложных, провокационных вопросов, способных поставить под сомнение status quo.
Тем временем во многих сферах действительно требуется уметь задавать такие вопросы. Конечно, если вы работаете в организации, где все процессы за вас уже придумали и обкатали годами практик сотни аналитиков, разработчиков, менеджеров и тестировщиков, тут, пожалуй, вы вряд ли сможете что-то улучшить правильным вопросом. Однако ситуация выше — это сферический конь в вакууме.
Исидор Раби в 1944 году получил Нобелевскую премию по физике за открытие ядерно-магнитного резонанса — это фундаментально открытие позволило создать новую технологию магнитно-резонансного сканирования. В годы Второй мировой войны он работал над атомной бомбой, а после участвовал в создании исследовательских лабораторий в Брукхейвене и в ЦЕРН. Внушительный послужной список! Много лет спустя в интервью его спросили, было ли что-то особенное в его воспитании. «Мама сделала меня ученым, сама о том не подозревая, — пришел к выводу он. — Каждая вторая еврейская мамочка в Бруклине спрашивала ребенка после школы: «Ну что, ты сегодня узнал что-нибудь новое?» Но не моя. Моя мама всегда интересовалась: «Иззи, ты задал сегодня какой-нибудь хороший вопрос?»
Так как же нам научиться задавать вопросы?
- Начните с разведки. Постарайтесь начать с общих вопросов, раскрывающих текущее положение дел. Вопросы, дающие ответ на вопрос «что у нас есть сейчас?» не супер радикальные, поэтому не вызовут излишне бурной реакции (я надеюсь), но в первую очередь помогут понять текущую ситуацию, обрисовав границы проблемы. Вопросы: «кто, где, что, когда, как» — ваш стартерпак.
- Постарайтесь понять причину «кто, где, что, когда, как». «Что вызвало, почему, зачем» — отличные вопросы, чтобы понять причины. Если перед вами стоит задача «копнуть поглубже» существует прекрасная техника «Пять почему», позволяющая подробно изучить причинно-следственную связь, лежащую в основе той или иной проблемы. Автор техники Сакити Тоёда, японский предприниматель и изобретатель, использовал технику в Toyota в ходе эволюции методологии производства. Это основной компонент в тренингах по решению проблем, проводимый как часть программы погружения в производственную систему Тойоты.
- Начните немного улетать в космос и не бойтесь выглядеть глупо. Задавать вопросы — это не быть упрямым и не соглашаться или подрывать авторитет ведущего встречи или руководителя «глупыми» вопросами. Задавая вопросы, а в особенности, неудобные вопросы вы можете показаться своенравным или даже неуважающим собеседника человеком. Часто люди воспринимают вопросы как дополнительные барьеры к принятию их идей и предложений, поэтому важно снять этот барьер. Чтобы снять барьер недостаточно быть готовым к насмешливым взглядам и досаде в голосе собеседников, также очень важно научиться самоуважению, чтобы преклонить голову, когда вы задаете вопрос. В первую очередь вы учитесь у тех, кому задаете вопрос (даже если они знают намного меньше вас), поэтому проявите смирение и самоуважение, чтобы вопросы не растаяли в бескрайнем море информации.
Важность умения задавать вопросы хорошо рассмотрена в понятии inquiry-based learning (прочитайте о нем: https://en.wikipedia.org/wiki/Inquiry-based_learning) и заключается в одном: умение задавать вопросы = умение учиться. Учитесь учиться, друзья, а я пошел. Спасибо за прочтение, ставьте лайки, пишите комментарии:)