Среди экспонатов музея ВВС Израиля много советской техники, как авиационной , так и назменой. В данной публикации покажу вам коллекцию советских МиГов, которые попали в Израиль специально или волею случая, а может и при содействии Б_га .
Сирийский МиГ-23МЛД N2786, который был угнан из Сирии в 1989 году сирийским военным. Официальная версия, что он это сделал сам, без инициативы со стороны Израиля. При этом при входе в воздушное пространство Израиля и дальнейшее приземление на базе ВВС Израиля местные ПВО его не сбили и не поднимались самолеты для перехвата, поэтому есть и вторая версия, что таки контакты со спецслужбами Израиля были и соответствующие договоренности. Хотя может просто такие тренировочные полеты сирийцев были обычным явлением и израильские ПВОшники расслабились, а учитывая там спичечные расстояния то с момента нарушения границы и приземления прошло столько времени что среагировать не успели .
Из вооружения на борту находилась только 23-мм пушка с боекомплектом
Случилось это радостное для Израиля и НАТО событие в начале октября 1989 года, в тот день на севере Израиля на азродроме Мегидо (который использовала сельхозавиация) приземлился МиГ-23МЛД, за штурвалом которого был 34 летний сирийский летчик майор Мухаммад Вассам Адель. «Пересечь границу было сложно», вспоминал он позже. «Везде были ракеты. Я летел на высоте менее 50 метров и на высокой скорости: от 1150 до 1250 км / ч. Когда я пересек границу, я выключил радио. Полная радиомолчание. Мысль, что Израильские самолеты могли перехватить меня, мелькнуло у меня в голове - и действительно, мои системы предупреждения показывали, что меня преследуют. Тем не менее, я верил, что меня не подстрелят. Я не знал, где приземлиться, или у меня будут надлежащие условия для посадки. Я направлялся к неизвестному. Я пролетел три-четыре минуты с момента, когда я пересек границу до момента посадки - и в целом весь полет из Сирии занял 15 или 20 минут ".
Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись в Сирию в 1981 г. после принятия решения о поставках 30 машин, а в 1982 году в Сирию поставили еще 50 машин, свежей модификации МиГ-23МЛ/МЛД.
Двухместный МиГ-21УМ, получен мирным путем. Куплен в 2011 году через Румынию, был когда то в ВВС Мадагаскара.
А вот за 339 бортовым двухместным мадагаскарским МиГ-21УМ выглядывает с бондовским бортовым 007, т.н. "красный" МиГ-21 угнанный в 1966 году из Ирака в ходе секретной операции "Брилиант"/"Пенициллин" . Это была сложная и дорогая многоходовка, проведенная "Моссад". В результате нескольких этапов из Ирака была вывезена многочисленная семья пилота перебежчика и на последнем этапе был угнан пилотом самолет. Пилот получил 500тыс. фунтов английских, а родственники больше 250тыс.
Случился "побег" МиГ-21 с Иракской базы под Мосулом 15 августа 1966. В этот день выполняя тренировочный полет подполковник Мунир Редфа, находясь близко к границе с Турций направил самолет в ее сторону, а потом снизившись и изменив маршрут пролетел через Иорданию в Израиль. При этом на случай неполной заправки баков (согласно указаниям советских инструкторов) были договоренности с Турцией, т.к. было несколько маршрутов "угона" - как через Турцию, так и через Иорданию (короткий маршрут) . Но Мунир смог заставить техников полностью заправить машину, кроме этого у Ирака был договор с Иорданией об информировании в случае угона самолетов, когда Иорданские РЛС засекут самолет для перехвата его Иракцами, но РЛС на пути побега в момент события "случайно" не работала. Чтобы "случайность" не спалить и не подставить долгое время пускали слухи, что маршрут "угона" был через Турцию, где были сделана дозаправка и далее самолет через Средиземное море перелетел в Израиль.
А в 2 мая 1968 года этот самолет принял участие в воздушном параде в честь 20 летия образования государства Израиль. При этом самолет летел не в конце строя, а наоборот чуть впереди остальных самолетов.
А в получении парочки таких МиГ-17 Израиль не причем - просто как в анекдоте "само заползло". В 1968 году сирийские пилоты ошиблись с навигацией и заблудившись, слегка залетели на северную территорию Израиля где перепутали базу ВВС Израиля Бецет со своей - ну а что, пустыня и пустыня) .
С этим МиГ-15УТИ уже не мирная и не забавная история. Несколько египетских самолетов было сбито во время военного конфликта 1956 года. Этот экземпляр упал в залив Бардавиль. Его подняли после завершения войны и до попадания в музей он стоял на одной из авиабаз ВВС Израиля в качестве символичного памятника перед въездом на базу.
Кстати до Египта, этот борт летал в польских ВВС.
Вот такие МиГи в музее ВВС Израиля.