В 1-й половине 19 века одно украшение было настолько модным, что практически стало символом эпохи — мы говорим "пушкинской", а англичане — "ранневикторианской". Налобничек под названием "ферроньерка" носили все, в том числе и женщины, которые для нас являются символами этого времени. Как это украшение возникло?
Первая волна моды на это украшение, как мы уже знаем, пришлась на ренессансную Италию 1490-1510-х годов. Почему мода вернулась триста лет спустя?
Первой предпосылкой было то, о чем я рассказала вчера: любовь моды ампира к прическам по древнегреческой моде, со лбом, обхваченным лентами, а потом и драгоценными бусами. Второй предпосылкой была страсть наступающей эпохи романтизма к тому, что мы сегодня бы назвали "историческими реконструкциями". Тогда стало популярным имитировать в своих нарядах костюмы средневековья и Ренессанса, где подобная деталь как раз присутствовала.
Ферроньерки 19 века были крайне пышными и драгоценными (не чета скромным итальянским). Глядя на их роскошь, мы понимаем, что подражание тут только идее ренессансных ферроньерок. А на самом деле женщины больше вдохновлялись концепцией "бусы на башке" из более поздних и роскошных картин, обвивая голову нитями и привешивая подвесочки, а не затягивая туго шнурочки, как это делали итальянки.
В словарях по истории моды вы можете прочесть, что вторая волна ферроньерок пришлась на 1820-1840-е годы. Это не совсем так, историю их возвращения мне пришлось восстанавливать самой, основываясь на изучении картин. В 1810-е годы, как мы видели, уже возникали протоферроньерки.
Но изобретателями их, судя по всему, были немецкие художники круга назарейцев и близкие к ним. Художники этого направления бредили Ренессансом и копировали его шедевры. Тогда немецкие дамы, под влиянием того же романтизма, начали наряжаться в костюмы, скопированные со старых полотен, либо (что было популярней) варьирующие их мотивы, приспособляя к современной моде.
Самый старый портрет на котором изображена точно ферроньерка в стиле итальянского Ренессанса, а не обмотка бусами, датируется 1818 годом и относится именно к этой группе немецких картин, с женщинами, в "старинных" же костюмах.
Из этих маскарадных игр ферроньерка, очевидно, и перекочевала в повседневный костюм. Кстати, это слово никто еще не использовал в 1820-е годы: о леонардовской картине из Лувра и сифилитичной любовнице Франциска I пока еще не вспомнили. Немцы называли украшение "Seht hierher" (т.е. "смотреть сюда").
В 1820-е ферроньерок на портретах очень много, по преимуществу, я их нашла на немецких и русских работах, но не могу гарантировать, что эта статистика верная. Впрочем, на Германию мы много ориентировались. А вот французских и английских портретов с ними практически нет.
Термин "ferronnière" родился наверняка в Париже, где висела "Прекрасная Ферроньера". Произошло это явно только в 1831 году, потому что после этого оно одновременно появилось и в русском, и в английском модном журнале, явно переписанным из одного источника. После этого их актуальность как модного аксессуара стала неоспоримой.
Таким образом, учитывая назарейцев, период бытования ферроньерок в моде -- со 2-й половины 1810-х годов примерно до середины 1840-х годов. Носили их всеми способами: на свободной голове и под тюрбанами или диадемами. Туго натягивая и завязывая, или просто на свободной петле, свисающей со лба. На ленточках, шнурках, золотых цепочках, жемчужных бусах и т.п.
1830-е годы -- пик их популярности. Тогда они попадают в викторианскую Англию. Историки моды пишут, что в Англии ферроньерки стали носить по любому поводу и без повода. Но массового отражения этого явления в портретах я не нашла, видимо, в них не позировали. А вот в русском акварельном портрете (А. Брюллов, Гау, Соколов) их полно, надо только повнимательней всматриваться.
Вот, нашелся портрет королевы Виктории с этим украшением.
Думаю, такая увлеченность Англии и королевы этим украшением (отмеченная в письменных источниках) связана с тем, что в 1834 году туда переехала его главная пропагандистка оперная дива Мария Малибран. Она постоянно носила ферроньерку и часто с ней позировала. Королева Виктория любила Малибран и даже зарисовывала ее.
К сожалению, по портретам не понятно, что происходило с украшением во Франции, которая была главной законодательницей моды. Их практически нет. Однако все королевы Европы их носили. Правда, это были королевы немецких кровей...
Подлинных вещей в музеях почти не осталось: ведь когда они вышли из моды к началу 1850-х годов, их так элементарно было переделать в кулоны и бусики. Вот несколько, сохранившихся в нидерландском Музее моды.
***
Но у Натальи Гончаровой и королевы Виктории общее не только любовь к ферроньеркам. А еще и правнуки!!!
Спасибо красоте Гончаровой, которая несколько поколений подряд наследовалась по прямой линии. Дочь Пушкина Наталья стала женой принца Нассауского. Их дети венчались с внуками Николая I: Софья де Торби – с великим князем Михаилом Михайловичем, а Георг фон Меренберг – с Ольгой Александровной Юрьевской. Правнучка Софьи де Торби – герцогиня Вестминстерская лет тридцать назад стала крестной матерью принца Уильяма. А помните свадебные фотографии Уильяма и Кейт? Крохотная девочка-ангелочек, стоя рядом с ними на балконе, в ужасе зажимает уши от шума – и вызывает умиление всего интернета. Ее зовут Грейс ван Катсем, она внучатая племянница герцогини и практически прямой потомок Александра Сергеевича.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.