Всем привет! Меня зовут Евгения Заболотских, и я – профессиональный журналист, радиоведущая и актриса. Недавно завела подкаст, где делаю интервью с яркими парами, сумевшими построить гармоничные отношения.
Перед тем, как взяться за дело, думала, что это мега сложно. Боялась. Тем более, обычно подкасты делают вдвоем-втроем, а я нырнула в омут с головой одна. Но оказалось не так страшно. Главное – начать☝
Делала все сама. И реализовалась во всех привычных ипостасях (см. выше), плюс еще и как режиссер монтажа, редактор по гостям, продюсер, художник (сама рисовала обложку).
Кстати, стоит сказать о том, что такое подкаст. Не все знают.
Подкаст – аудиопрограмма в интернете. Только выпуски называются "эпизодами". Их, как и для радиопрограммы, создают с определенной периодичностью. Скажем, раз в одну-две недели. Это важно. Если "выходить в эфир" регулярно, слушатели привыкнут и будут ждать очередной эпизод. Совсем, как с сериалом, когда не терпится посмотреть новую серию😉
Подкасты удобно слушать со смартфона, и, что ценно, где угодно. На пробежке, на даче, пока катаешься на велосипеде, загораешь, едешь в метро или в автомобиле, лежишь в ванной.
Шаг 1. Тема
Вы, конечно, знаете, о чем хотите делать покаст. Но! Важно спуститься с небес на землю и подумать о будущем.
Если тема слишком узкая и интересна лишь вам, велика вероятность, что подкаст не будут слушать. Соответственно, пропадут мотивация и желание его делать. И, разумеется, говорить о какой-либо монетизации не придется совсем (да-да, мы живем в век капитализма и внезапных, как выяснилось, пандемий, и о деньгах тоже надо думать).
При выборе темы важно учитывать два фактора: насколько она полезна и развлекает ли слушателя? Люди устают от рутины, проблем и ищут нишу, где бы найти знания и поразвлечься. Если такой «уголок отдыха» обретут у вас, считайте, полдела сделано.
Конечно, никто не запрещает отбросить условности и выбрать что-то для души. Пусть узкое и интересное, на первый взгляд, лишь вам. Но ведь есть и закон: если нравится вам, обязательно заинтересует и других. Вдруг сработает!
Шаг 2. Запись и монтаж
Во всех текстах, где рассказывается о том, как создать подкаст, уделяют не просто большое, а огромное внимание технике. Приводят в пример всевозможные микрофоны. Описывают их технические характеристики. Постят картинки. Зачем? Тонны лишней информации!
Да, звук важен. Очень. Но даже супер качественный, он - ничто, если контент – никудышный. И не интересные герои, и слабая подача информации.
Запись я делала на этот онлайн-диктофон: https://online-voice-recorder.com/ru/ Качество вполне достойное.
Так же часто пишут о том, что при записи должна быть идеальная тишина. И у тебя, и собеседника/ов. Не обязательно. Скажем, щебет птиц или фоновая музыка вряд ли помешают. Скорее, станут украшением, "фишкой".
За плечами - годы работы на радио, поэтому монтировать я умела. Если же вы далеки от радио, телевидения и кино, не мучайтесь и найдите человека, который все прекрасно смонтирует. Ну или, если хотите, как Юлия Меньшова, сами, учитесь монтажу с нуля. В общем-то, ничего сложного.
В свое время я училась монтировать в программе Sound Forge, и расскажу о некоторых деталях на ее примере. Она выглядит вот так.
Скачиваете любую, но лучше, конечно, последнюю версию программы (у меня Sound Forge Pro 14). Аналоги - Audacity, Wave Editor. Может быть, понравятся вам больше.
Далее нажимаете «Файл», затем – «Открыть», и выбираете аудиозапись, которую предстоит монтировать. Когда откроется, увидите вот такую волну.
И, собственно, приступаете к черновому монтажу. Как только услышали "ээээ" или шум, или паузу, выделяете это место, как и в "вордовском" документе, курсором и вырезаете. Для этого нажимаете кнопку Delete, либо значок "ножницы" в верхней панели программы. Как только закончите, нужно "отшлифовать" звук. Можно поступить с ним следующим образом. Смотрите вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=yUIRBENxmBA
Впрочем, и других инструкций о том, как монтировать в Sound Forge, в YouTube полно. Выбираете любой ролик и следуете указаниям.
Готовьтесь к тому, что часовую запись придется отслушивать два-три раза. Для того, чтобы не пропустить всякие "эканья-меканья", поскольку ухо привыкает. Хотя в некоторых случаях, например, когда мило слушаются, или хочется создать ощущение максимальной естественности, "охи-вздохи" можно оставить.
Оптимальная длина эпизода – от 40 до 120 минут. Но мой опыт говорит, что лучше меньше. Даже если супер интересный разговор. Тут, как, например, с клубникой. Лучше попробовать чуть-чуть, по ягодке, и хотеть еще, чем переесть и потерять интерес.
Еще длинный аудиоматериал лучше разбить на фрагменты. И разделить их перебивками (музыкой (взять ее из бесплатной библиотеки звуков) или голосом, который наложен на музыкальный фрагмент, и говорит название той или иной подглавки. Например: «О еде», «О работе» и т.п.)
Затем сохраняете файл в формате MP3, битрейт - 128 кбит/с.
Шаг 3. Джинглы
Их лучше сделать. Это имиджевый элемент. Вы спросите: "Что такое джинглы?" Это короткий рекламный ролик, который открывает и закрывает в данном случае каждый эпизод вашего подкаста. По джинглу слушатель узнает ваше детище.
При этом чаще всего голос накладывается на музыку. Он может говорить или петь название вашего подкаста. Если у вас поставленный голос, вы можете наговорить или напеть название сами, а потом наложить полученный звук на музыку. Либо обращайтесь к профессионалам. Если хотите, я начитаю вам джингл. И бесплатно. Петь не умею, увы.
За музыкальной подложкой идем в бесплатную музыкальную библиотеку. Можно, например, вот сюда: https://incompetech.com/music/ Либо вбиваете в поисковик «бесплатная музыкальная библиотека звуков», и выпадает много соответствующих сайтов.
Собственно, как сделать джингл (сам вот этот процесс, где голос накладывается на музыку), можно посмотреть вот здесь: http://wikisound.org/Sound_Forge_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8
Шаг 4. Обложка
Еще один имиджевый момент. По обложке, как по одежке, ваш подкаст будут быстро узнавать.
Но, в отличие от одежки, часто менять обложку не стоит. Иначе слушателю будет не комфортно. Он, когда придет послушать новый эпизод, может просто "не узнать" вас🤦♀️
Картинок в интернете масса, но, чтобы был эксклюзив, и не дай бог не нарушить авторское право, я решила, что обложку проще нарисовать самой. Благо, художественная школа за плечами. Взяла цветные карандаши и сделала это. Вот, что получилось.
Шаг 5. Площадка
Когда подкаст готов, ищем для него "дом". Я выбрала SoundCloud. Это облако, наполненное музыкой. Но бесплатного места для хранения там очень мало. Примерно три часовых подкаста, и за "дом" придется платить. Причем, насколько помню, около $16 (примерно 1140 рублей) в месяц, что, в общем-то, не так уж безболезненно для начинающего подкастера.
Но я пока не разобралась, куда переехать, храню выпуски своего подкаста там, а потому расскажу про SoundCloud. После того, как "зальете" туда первый эпизод, у вас появится так называемая RSS-лента. Это "квартира" подкаста. Ей нужно будет придумать "адрес", то есть написать в выпавшем окне, связанном с ней, название и описание подкаста, рассказать о первом эпизоде и внести обложку. К рисунку требования такие: формат - JPEG или PNG, размер от 1400 x 1400 пикселей до 3000 x 3000 пикселей.
В RSS-ленте вы будете размещать и другие эпизоды подкаста. И уже оттуда их автоматически начнут забирать себе другие площадки, что вам на руку (самому пиарить подкаст в иных местах не придется).
Ну а в первый раз вам придется самой/ому разместить подкаст на большом количестве площадок: например, на PodFM.ru, Podster, Russian podcasts, The Big Podcast, Playcast и т.д.
Но все это - второстепенные площадки. Первым делом подкаст нужно отправить на главные платформы.
Я опубликовала подкаст в iTunes. И уже оттуда он ушел в фиолетовое приложение «Подкасты», которое есть в каждом айфоне.
Вот, как это сделать. Заходите на https://itunesconnect.apple.com Нажимаете на Подкасты Connect. Затем вбиваете в появившуюся строку ссылку на RSS-ленту. После этого нажимаете кнопку Validate. Если все верно, появится зеленый статус. И после этого нажимаете Submit.
Теперь самое мучительное – ждать, пока Apple одобрит подкаст. Если все хорошо, вам на почту придет письмо о том, что ваш труд - good. Я получила "зеленый свет" примерно через день. Может, чуть дольше.
Как только Apple сказала "да" вашему подкасту, можно зайти в то самое фиолетовое приложение "Подкасты", вбить название своего детища, и вот оно – тут, на блюдечке, дожидается слушателей!
Ну вот, примерно так.
Мой подкаст можно послушать тут:
SoundCloud: https://soundcloud.com/user-740389878
Яндекс: https://music.yandex.ru/album/11323317 (но для этого надо войти в почту, иначе прослушаете только отрывок)
И в фиолетовом приложении «Подкасты» на айфоне. Найти там желаемый «аудиоканал» просто: пишете в поиске – «А как это - вместе?» - и – оп! Результат выпадает.
Если текст полезен, ставьте лайк или оставляйте комментарии.
А, может, у вас есть подкаст?