Вот и настал пятый век, казалось бы, давненько не собирали церковников, и вот — идея собраться снова пришла в голову императора Юстиниана первого в 553 году.
Как организовали мероприятие и для чего?
На собор пришло 165 епископов под председательством Константинопольского патриарха Евтихия.
Причина сбора, как обычно, простая. Им мешали монофизиты, поскольку данная конфессия преобладала среди священников важнейших для государства восточных провинций.
Кроме этой причины был спор между халкидонитами, которых противники называли последователями Нестория, и миафизитами, которым противники приписывали ересь Евтихия.
Главным же предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, которые пользовались в то время известностью. В их сочинениях проглядывались несторианские заблуждения (по их мнению), а на четвертом Вселенском соборе ничего о них не было упомянуто. Противники миафизитов в споре с миафизитами ссылались на эти сочинения, а сами миафизиты пытались найти в этом предлог, чтобы отвергнуть четвертый Вселенский собор и утверждать, что Православная церковь якобы уклонилась в несторианство.
Что еще обсуждали?
На соборе рассматривали заблуждения (по их мнению) Оригена, точнее его учение о предсуществовании человеческих душ. Досталось еще и Платону, ведь Ориген вдохновлялся его философией.
Но главным моментом для меня является то, что они осудили Нестория и признали правоту Кирилла Александрийского, а любых его противников признали еретиками, ну и осудили Евтихия. Это решение было на руку миафизитам.
Что же вышло в итоге?
В стремлении организовать единую церковь и угодить всем - от православия отпала церковь востока, вслед за ней постепенно отходила и Римская церковь, а единство с миафизитами оказалось ненадежным.
Правил новых не выпускали, а только утверждали предыдущие правила.
Ничего особо интересного не происходило.
Может шестой собор даст больше пищи для размышлений.