The Last of Us это одна из главных игр 2013 года, от разработчиков ожидали очередного экшена, со взрывами, шутками и падениями с большой высоты, но вы сами знаете, и тут внезапно они анонсируют абсолютно новый бренд, да еще в не свойственном им жанре. Так вот в мире стало все совсем неспокойно. Много лет назад случилась глобальная катастрофа, неизвестная зараза поразила большую часть населения земли и превратила в некий аналог зомби, тем же кто сумели пережить это теперь приходится бороться за свою жизнь, чтобы не пополнить ряды инфицированных. Наш главный герой Джоэл один из таковых, мужик лет за 50 коротающий свои деньки в карантинной зоне, где военные более менее сумели обеспечить безопасность.
Так происходит до тех пор, пока он не встречает четырнадцатилетнюю девочку Элли и вместе с не отправляется с важной миссией в далекое путешествие. Вот такая у игры завязка большего говорить не буду, чтобы не портить удовольствие от истории, которая здесь ничуть не отводится геймплеем на второй план. Перед нами разворачивается натуральная драма о суровых доли выживших, людской жестокости и непростых отношениях главных героев. Чем дальше персонажи продвигаются, тем сильнее, видно как из простых попутчиков они превращается в настоящую семью. Возрастная разница тоже очень грамотно преподносится игроку, Джоэл родился еще до того, как все скатилось в тар тарары и помнит какой была жизнь тогда, Элли же напротив, даже не представляет о том, как был устроен мир перед эпидемией, внутри покинутых домов и на просторах разрушенных мегаполисов она постоянно подмечает какие-то вещи, будь то игрушки, плакаты или фургончик мороженщика. Пытается понять, что это и спрашивает Джоэла, который с легкой грустью и не охотой рассказывает про все эти предметы. И раз уже я начал про окружение тут стоит отдать должное художнику, виды которая игра генерирует просто завораживающие, природа оккупировала улицы городов яркой зеленой растительностью и совершенно другую картину мы наблюдаем внутри зданий подземных помещений. Темнота, сырость и вирусные споры, которые исходят от разлагающихся трупов, загрязняя воздух и сильно уменьшая видимость, внутренние интерьеры отличаются огромным количеством мелких деталей, кругом раскидано много вещей ушедшей эпохи. Так что можно долго рассматривать локации на наличие всяких интересных предметов, записок и пасхалок. Графон у игры уже не потрясает, из консоли пытаются выдавить последние соки, поэтому на чем-то приходится экономить. Но если целенаправленно не искать мыльные текстурки, а смотреть на всю картинку в комплексе, то работа художников, дизайнеров удачно скроит все технологические недостатки, но хватит о лирики, давайте ближе к конкретике, а точнее геймплею. The Last of Us в первую очередь это игра про выживание, а уж как это делать зависит только от вас, будете ли устраивать пальбу налево и направо, или же тихо подкрадываться к врагам постепенного вырубая одного за другим лишь изредка вам не дают выбирать между тихим и шумным поведением, что обусловлено ситуацией, но в большинстве ограничений нет, как и очевидных путей прохождения каждого отдельного этапа. Стелсить здесь не сказать, что очень просто создается ощущение, что у врагов не заложенного в голове пути патрулирования. Поэтому попасться на глаза какому нибудь противнику вышедшему из двери за вашей спиной проще простого. Враги делятся на 2 типа, это зараженные и люди, и с ходу сложно сказать кто опаснее. С людьми все понятнее, всевозможные бандиты, мародеры или еще кто похуже, единственная разница только в их вооружении и броне, которая сильно осложняет процесс убийства. А вот зараженными все по интереснее, их существует несколько видов недавно подцепившие заразу выглядят почти также как люди, только ведут себя агрессивно, издают истошные крики и в основном атакуют героя кулаками. Другое дело щелкуны, вирус уже настолько давно проник в их мозг, что на месте головы оказался огромный грибовидный нарост, из-за него они ничего не могут видеть издают звуки щелчков и обладает превосходным слухом, так что запросто вычислят не аккуратного игрока и убьют практически с одного укуса, с одним таким справиться проблем не составляет, но если их несколько то тут уже приходится действовать осторожнее, плюс есть еще некоторое подобие мини боссов. Так вот как я уже сказал один из способов прохождения стараться тихо придушить всех недругов на локации, но очень часто все идет не по плану, ну и тут начинается настоящая импровизация. Можно попытаться убежать и заныкаться в каком нибудь углу, можно начать пальбу и перестрелять всех, хотя это далеко не так тривиально. Врагов немало, а вот патронов отнюдь, к тому же Джоэл не умеет регенерировать за укрытиями, лечится приходится аптечками, и никак иначе, но и если совсем зажали вас в угол, то последний шанс это навязать ближний бой. Хорошо, если в этот момент у вас в руках будет какая-нибудь труба палка или на худой конец кирпич, но если нет, то и кулаками можно неплохо навалять, поставлены драки красиво.
А анимация может меняться в зависимости от окружения, если вы рядом со стеной то Джоэл ударит в нее со всей дури вражью голову или о бордюр расплющит. И никакой цензуры, кровь, ломающиеся черепа, мозги на стене и даже оторванные конечности, жестоко, как в любом мире после апокалипсиса, в которым также существует такое явление, как мародерство, несмотря на то что игра абсолютно линейна локации получились просторными и поискать там тайники и прочие раскиданные полезные предметы лишним не будет, нахватав всяких тряпок, лезвий, скотчей можно соорудить себе несколько полезных вещей. Коктейли Молотова, бомбу с гвоздями и даже аптечку, обычно подобными штуками в играх не пользуюсь, как например всевозможными бомбами в Ассасинс Скриде, потому что и без них все без проблем проходится, так вот в The Last of Us впервые за долгое время любое подручное средство приходится применять, лишним ничего не бывает, помимо крафта предметов еще не стоит забывать про улучшения для огнестрельного оружия, и для самого Джоэла, который может прокачать свое здоровье, точность и даже слух, выполняющий тут задачу ставших в последнее время популярных нановизоров и прочих орлиных зрений, когда герой видит врагов сквозь стены. Но если что этим, можно просто не пользоваться или даже отключить настройках игры от греха подальше. Вот так вот выглядит основной костяк игры, но помимо этого существуют еще большое количество всевозможных геймплейных мелочей, о которых вам наверно будет интересно узнать самим и единственное к чему можно придраться помимо не самой технологичной графики, так это к тому, что ближе к середине чувствуется пробуксовка, сюжет не особо движется вперед, но как только игра переваливает за свой экватор у нее открывается второе дыхание. Да такое, что не отпускают до самых финальных титров. Подводя черту, хочется сказать, что создатели Лары Крофт пытались заставить нас переживать показывая, как в каждой заставки героиню избивают до полусмерти, а потом она как ни в чем не бывало, отправляется убивать очередную 1000 врагов, что создает неслабый такой дисонанс.
Разработчики The Last of Us в свою очередь старались придерживаться этого и в геймплее, где каждый враг это серьезная опасность, где уже престарелый герой не умеет перепрыгивать десятиметровые пропасти, и где детям приходится убивать. Вот уж действительно по-настоящему жестокая игра со взрослым сюжетом, если не ей ставить высший балл, то непонятно тогда кому.