Наверняка вы уже слышали словосочетание «бережливое производство». Данный термин, точнее такой его перевод, много лет назад утвердился в нашей литературе и в стандартах. При этом многие специалисты считают, что перевод «lean manufacturing», как «бережливое производство» не соответствует ни букве, ни духу системы.
Ведь основная задача «стройного производства» (один из вариантов перевода) не сберегать, а избавляться от лишнего, выстраивая цепочку создания ценности для потребителя. Иначе говоря, анализируется весь процесс создания товара и определяется за что потребитель готов платить деньги, и какие действия потребителю не нужны. Последние необходимо, по возможности, сократить, а лучше – исключить.
При всей кажущейся простоте и очевидности данного подхода реализация его не так проста. В настоящее время самыми передовыми в деле «стройного производства» считаются японцы. Они в середине прошлого века сумели объединить различные инструменты для совершенствования производственных систем и до того эффективно их применили, что мир заговорил о «японском чуде».
Вот пример одного из наиболее ярких «чудес».
В послевоенной Японии, промышленность была фактически разрушена. Казалось бы, японские автопроизводители не в смогут "догнать" американских, ведь у последних были более широкие возможности в модернизации оборудования, в применении новых технологий, не говоря уже об опыте в разработке, а также учитывая огромный внутренний рынок.
Но, в этих условиях малоизвестная в то время фирма Тойота разрабатывает "Производственную систему Тойота", концепция которой в последствии ляжет в основу теории "стройного производства".
Основная мысль была следующей. Цена на продукт - это затраты и прибыль. При этом цена устанавливается рынком, её изменять непродуктивно. Значит нужно работать над снижением затрат.
Для этого применялись различные инструменты, которые японцы искали по всему миру и проверяли их полезность на практике. При положительных результатах применения они внедрялись в производственную систему.
В результате при сопоставимой с конкурентами цене на автомобили, затраты на производство у фирмы Тойота стали значительно ниже. При этом качество оставалось стабильно высоким.
Поэтому, во время кризиса в восьмидесятых годах прошлого века, когда у большинства автомобильных компаний начались проблемы со сбытом продукции, Тойота продолжала увеличивать продажи. В итоге за шестьдесят лет из никому не известной компании по производству ткацких станков Тойота превратилась в промышленного гиганта, объём прибыли и капитализация которого превышает соответствующие суммарные показатели ближайших конкурентов (Дженерал Моторс, Форд и Крайслер), а объём продаж в начале двухтысячных годов превышал 20% от ВВП Российской Федерации (то есть от всего объёма товаров и услуг, производимых в РФ).
Иначе говоря, применение инструментов "стройного производства" позволило на основе имеющихся ресурсов и привлечения сравнительно малых затрат развить высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, сделав "страну восходящего солнца" одной из наиболее развитых и крупнейших экономик мира.
Именно поэтому изучению и внедрению инструментов системы "стройного производства" уделяется в нашей стране всё больше внимания.
В следующих статьях планирую описать основные инструменты "стройного производства" и некоторые особенности их применения. Если эта тема вам интересна - прошу подписываться на мой канал.