Приветствую всех, заглянувших ко мне в гости. В предыдущей статье я рассказывала о том, что такое звукопись, а сегодня мы поговорим об основных её приёмах. Они помогут заставить текст звучать и передавать информацию не только через значение и смысл, но и через музыку слов.
Аллитерация
О ней я уже упоминала в первой статье, и это самый известный приём звукописи в поэзии. А вот в прозе он используется намного реже. Главным образом потому что в стихах аллитерация хорошо сочетается с рифмой и ритмом. Собственно, аллитерация – это повторение согласных звуков или слогов с одинаковыми согласными. Выполняет она две функции:
- делает текст более красивым и звучащим нежно и переливчато или жёстко и чеканно;
- передаёт даже не настроение, а менее отчётливое, но более глубокое ощущение от образа.
К пониманию значения слов подключается сенсорика, чувственное восприятие. Например, «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» (Игорь Северянин). Чувствуете хруст?
Можно потренироваться в аллитерации, составляя стихи, наподобие скандинавских вис. Помните, я приводила в пример начало висы Эгиля Скаллагримссона? А это продолжение:
«Пьяной пены волны
Пью из рога зубра.
Бедно Бард обносишь
Брагой наше братство!
Шлём не сгинет в хламе,
Копья силу копят,
Храм хранит в граните
Славу лун минувших»
Когда-то я написала вису на тему «Студент на экзамене» в качестве иллюстрации к своему тренингу. Вот она:
«Грозно грядёт судьбина.
Мыши мыслей мечутся.
Страшную, злую кару
Сулит мне валькирия слова.
Язык за зубов забором,
Ручка в руке дрожащей.
Стойко молчу пред очами
Злобного демона «двоек»
Кстати, кроме аллитерации, для скандинавских вис характерны сложные метафоры и ударение преимущественно на первые слоги. Попробуйте себя в роли скальда.
Один из видов аллитерации – анафора. Это повторение согласных в начале слова. Кто постоянно читает мой канал должен помнить один из тренингов, где предлагалось написать рассказ, все слова которого начинаются с одной буквы. А здесь пример из Есенина: «Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона…» Какой звенящий текст!
Ассонанс
Слово происходит от французского «созвучие». Это приём, похожий на аллитерацию, только повторяются в тексте не согласные, а гласные звуки. Поэтому ассонанс менее заметен и меньше влияет на восприятие текста. Повтор касается не всех звуков подряд, а преимущественно ударных, тех, на которых делается акцент. За счёт этого ассонанс хорошо задаёт ритм. «Красиво так! Красота манит, радует глаз, зазывает вас радугой красок». Ассонанс на «а».
Этот приём способен сделать прозаическую речь более поэтичной и музыкальной, чем и пользуются авторы, описывая картины природы или красоту человеческих отношений.
«Еле-еле, маленькими перебежками, лесами и перелесками бежала с севера листопадная осень».
В стихах ассонанс ещё более выразителен за счёт того, что у хороших стихов есть собственная музыка:
«Мело, мело по всей земле, во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела...» (Б. Пастернак)
Звукоподражание
Самый яркий из известных мне примеров звукоподражания в художественной прозе – это сказка М. Горького «Воробьишко». Разговор воробьёв в ней передан бесподобно: «Чив ли я?! Чив, чив!» «Чадо, чадо! Смотри – чебурахнешься!». Да и разочарованный вздох кошки, не поймавшей воробьишку, тоже хорош: «Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…»
Звукоподражание создаёт впечатление естественных, природных шумов – шуршания травы, шелеста листьев, хруста снега, грохота грома, мурлыканья кошки, карканье ворон и т. д.
Ритм текста
О ритме текста на канале есть отдельная статья, ссылку я дам внизу. Здесь же только скажу несколько слов. Восприятие текста, его музыкальность и гармония во многом зависят от построения предложений. Необходимо избегать слишком длинных, перегруженных причастными и деепричастными оборотами конструкций. Если при чтении вслух, вам не хватает воздуха, чтобы прочитать всё предложение, то его однозначно надо разбивать на два, а то и три.
Однако и только короткие фразы скучны и однообразны. Комбинирование длинных и коротких предложений способно передать интонацию текста и его атмосферу. Так же как и в мелодии – ритм задаёт настроение. Короткие предложения – быстрый, нервный ритм, более длинные, сложноподчинённые – плавный и спокойный.
Важную роль в ритме играет чередование ударных и безударных слогов. Да-да, это важно и в прозе, а не только в стихах. Автор, сознательно или интуитивно поддерживающий нужный ритм, добивается того, что его текст читается на одном дыхании. Он гладкий, не цепляется, не заставляет спотыкаться.
Ну и, конечно, задаёт ритм и добавляет тексту музыкальности парцелляция. Но о ней лучше почитать отдельную статью.
На сегодня всё. Но вы можете потренироваться в передаче мелодии текста, используя разные приёмы. Даже если вы не занимаетесь писательством, такие упражнения полезны для мозга.
"Эмоции и ритм текста"