Чтобы открыть изображения в полном размере, нажмите на них. Не забудьте про саундтрек. Бонус в комментариях!
Среди творческого наследия Аркадия и Бориса Стругацих каждый может выбрать наиболее близкое себе по духу произведение. Для одних это будет светлый "Полдень, XXII век", для других - злободневные "Гадкие лебеди", третьим по нраву экшн "Обитаемого острова", четвёртым - запутанная интрига "Отеля "У погибшего альпиниста".
По количеству изданий, особенно на иностранных языках, однозначно лидирует "Пикник на обочине" - наиболее понятно зарубежному читателю произведение, действие которого, ко всему прочему, происходит в выдуманной англоязычной стране.
Нельзя смешивать "Пикник" и "Сталкер" Тарковского, это разные произведения как по сюжету, так и по настроению, и посылу. И уж тем более отдельно стоит рассматривать серию игр "S.T.A.L.K.E.R." и литературу по её мотивам. В этой статье я хотел бы рассмотреть иллюстрации к самой повести, коих оказалось совсем не много, и кратко напомнить её судьбу.
Задумана повесть была в 1970 году, написана в фирменном стиле братьев очень быстро в несколько подходов в следующем году. Первая публикация - ленинградский журнал "Аврора". А вот дальше книжная судьба произведения складывалась трудно.
За восемь лет, с 72 по 80 годы, "Пикник" был неоднократно опубликован за рубежом на польском, немецком, английском и молдавском языках, но ни разу - в оригинале в СССР. Подробно об этом вы можете прочитать в "Комментариях к пройденному" Бориса Стругацкого.
С 1980 начинают выходить русскоязычные издания, почти без иллюстраций. Редкий пример - пара чёрно-белых картин В. Борисова:
Каноничной обложкой, которая, как это ни странно, не изображает конкретный фрагмент произведения, стала картина А. Дубовика к московскому изданию 1997 года:
Вообще обложки "Пикника" редко хоть как-то соотносились с текстом. Ощущение, что художники рисовали по пересказу, а не по произведению. Взять хоть парящие здания и оптические эффекты у Я. Ерки...
...или энергетическую аномалию из последнего издания АСТ:
Отдельно хочу отметить постер Джо Уилсона, на котором был запечатлён суровый Рэд Шухарт с гайками, шаром и своей рыжей шевелюрой:
Также выделю работы российского художника, рисующего под псевдонимом sylar113, на которых автор бережно обращается с первоисточником.
Резюмируя, отмечу: "Пикник на обочине" иллюстрирован довольно бедно и однообразно, как и "Трудно быть богом". Ждём новых художников! А вот никаких киноадаптаций я бы видеть не хотел.
Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!