Найти тему
Музей Будущего

Как иллюстрировали самую популярную повесть Стругацких

Чтобы открыть изображения в полном размере, нажмите на них. Не забудьте про саундтрек. Бонус в комментариях!

WadyYeti  - Рэдрик, Кирилл и Тендер
WadyYeti - Рэдрик, Кирилл и Тендер

Среди творческого наследия Аркадия и Бориса Стругацих каждый может выбрать наиболее близкое себе по духу произведение. Для одних это будет светлый "Полдень, XXII век", для других - злободневные "Гадкие лебеди", третьим по нраву экшн "Обитаемого острова", четвёртым - запутанная интрига "Отеля "У погибшего альпиниста".

По количеству изданий, особенно на иностранных языках, однозначно лидирует "Пикник на обочине" - наиболее понятно зарубежному читателю произведение, действие которого, ко всему прочему, происходит в выдуманной англоязычной стране.

Рэдрик Шухарт. Художник Данил Моисеенко
Рэдрик Шухарт. Художник Данил Моисеенко

Нельзя смешивать "Пикник" и "Сталкер" Тарковского, это разные произведения как по сюжету, так и по настроению, и посылу. И уж тем более отдельно стоит рассматривать серию игр "S.T.A.L.K.E.R." и литературу по её мотивам. В этой статье я хотел бы рассмотреть иллюстрации к самой повести, коих оказалось совсем не много, и кратко напомнить её судьбу.

Задумана повесть была в 1970 году, написана в фирменном стиле братьев очень быстро в несколько подходов в следующем году. Первая публикация - ленинградский журнал "Аврора". А вот дальше книжная судьба произведения складывалась трудно.

За восемь лет, с 72 по 80 годы, "Пикник" был неоднократно опубликован за рубежом на польском, немецком, английском и молдавском языках, но ни разу - в оригинале в СССР. Подробно об этом вы можете прочитать в "Комментариях к пройденному" Бориса Стругацкого.

С 1980 начинают выходить русскоязычные издания, почти без иллюстраций. Редкий пример - пара чёрно-белых картин В. Борисова:

ВПТО "Киноцентр" (Ленинградское отделение), 1991 г., художник В. Борисов
ВПТО "Киноцентр" (Ленинградское отделение), 1991 г., художник В. Борисов

Каноничной обложкой, которая, как это ни странно, не изображает конкретный фрагмент произведения, стала картина А. Дубовика к московскому изданию 1997 года:

М.: АСТ, 1997. Художник А. Дубовик
М.: АСТ, 1997. Художник А. Дубовик

Вообще обложки "Пикника" редко хоть как-то соотносились с текстом. Ощущение, что художники рисовали по пересказу, а не по произведению. Взять хоть парящие здания и оптические эффекты у Я. Ерки...

СПб.: Амфора, 2004 г. Художник Я. Ерки
СПб.: Амфора, 2004 г. Художник Я. Ерки

...или энергетическую аномалию из последнего издания АСТ:

М.: АСТ, 2019 г. Художник Я. Паламарчук
М.: АСТ, 2019 г. Художник Я. Паламарчук

Отдельно хочу отметить постер Джо Уилсона, на котором был запечатлён суровый Рэд Шухарт с гайками, шаром и своей рыжей шевелюрой:

Joe Wilson - Сталкер Ред Шухарт
Joe Wilson - Сталкер Ред Шухарт

Также выделю работы российского художника, рисующего под псевдонимом sylar113, на которых автор бережно обращается с первоисточником.

Резюмируя, отмечу: "Пикник на обочине" иллюстрирован довольно бедно и однообразно, как и "Трудно быть богом". Ждём новых художников! А вот никаких киноадаптаций я бы видеть не хотел.

Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!

Sylar113
Sylar113