Найти тему
Шакко: об искусстве

Влияние извержения вулкана на парикмахерскую моду

В конце XVIII века женские прически были крайне пышные — тон задавал французский двор с его роскошью. С "помпадуром" на голове, бывало, и в дверь нельзя было пройти. Но с 1790-х, после Французской революции, мода стала крайне лаконичной. Это соответствовало и новой идеологии, и безумному увлечению античной культурой, которое было свойственно этому периоду.

Незадолго до этого были, наконец, найдены Помпеи и Геркуланум, где начались раскопки. Одна из сестер Наполеона, став королевой Неаполитанской, т.е. как раз на этих землях, страстно увлеклась ими и поставила их на широкую ногу. Вещи, вытащенные из-под пепла и застывшей лавы, стали диктовать, как одеваться и причесываться, людям, родившимся 1700 лет спустя!

Древнегреческие моды. Рисунок из книги 1884 года.
Древнегреческие моды. Рисунок из книги 1884 года.

Платья "а-ля грек" эпохи ампира мы хорошо представляем: так одевалась Наташа Ростова и героини Джейн Остен. Прически тоже начали "слизывать" с ваз и скульптур. Это были высокие пучки, перевязанные лентами.

Но ленты -- это скучновато, если хочется роскоши. В 1800-е женщины, развивая идею древнегреческой прически с перевязочками, наконец, начали делать то, что в предыдущие годы было несбыточной парикмахерской фантазией: обвязывать нитками бус голову (видимо, они как-то пришивались на спрятанные ленты или на ободок, потому что по законам физики это держатся на голове просто так не может).

В основном для этого использовался жемчуг, хотя встречается и коралл, крайне модный в ту эпоху, потому что он хорошо контрастировал с модными белыми тканями.

Мастерская Роберта Лефевра. Неизвестная с лирой. Ок. 1810
Мастерская Роберта Лефевра. Неизвестная с лирой. Ок. 1810

Обычным женщинам, не королевам и герцогиням, которым не положены были короны и диадемы, тоже хотелось украшать свою голову чем-нибудь роскошным. И "греческий" обычай тут пришелся очень кстати.

Более того, даже диадемы стали делать так, как будто это ленты, украшенные геммами, камеями и инталиями, надвинутые на лоб, и перевязанные сзади бантиками по древнегреческому обычаю. (Следующий раз эта мода возродится в эпоху ар-деко и нэпа, и тогда это украшение для головы получит название "бандо").

Наконец, на лоб водружали и совсем странные конструкции, вдохновленные, наверно, чем-то этрусским.

Жозеф Бозе. Портрет Марии Елизаветы Баварской. Ок. 1817
Жозеф Бозе. Портрет Марии Елизаветы Баварской. Ок. 1817

Вот такой была ситуация с украшениями причесок ко второй половине 1810-х годов. Именно тогда европейцы заново изобрели ферроньерку. И это украшение стало намного более популярным, чем во времена Леонардо да Винчи.

ОБ ЭТОМ ЗАВТРА

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.

Макияж
950 интересуются