В этом интервью мы поговорили с создателем екатеринбургского проекта «Студия комиксов - InComics» Еленой Ясной. Она рассказала нам о истоках проекта и его жизни в течениие прошедших четырех лет. Хотя, что мы вам рассказаваем, читайте и сами и все узнаете!
- Приветствую, Лена! Давайте начнем, как говорится, с начала. Как зародилась идея этого проекта, и как вы пришли к такому интересному формату его реализации на базе городского дворца творчества?
- Идея проекта зародилась в 2016 году. После рождения второго ребенка я решила, что пора реализовывать детскую мечту, а мечтала я стать художником комиксов. Я любила комиксы с детства. Рисовала их для себя или для друзей, но до серьезной работы дело не доходило. Тогда, в 2016 году, я решила, что влиться в индустрию и прокачать навыки мне поможет деятельность, связанная с созданием комиксов. Так как я до декретного отпуска работала педагогом дополнительного образования, во Дворце творчества "Одаренность и технологии", то я предложила работодателю открыть новое направление. Подобного в нашем городе тогда никто не делал, на базе учреждения доп. образования, я была первопроходцем. Руководство приняло идею на «Ура»! И 1 апреля на свет появилась Студия "InComics"!
У меня сохранился лист из тетради, в которой я писала, работая над программой. На нем написаны первые варианты названия программы. ) Я решила оставить первый. )
- И вы проработали уже целых четыре года — это достойно уважения! Расскажите, что ваш проект представлял в начале пути при запуске?
- Спасибо! ) В начале пути Студия представляла собой небольшую группу подростков, мечтающих стать комиксистами и мультипликаторами. ) Если честно, то открыв двери студии, я чувствовала себя как на краю пропасти, мне нужно прыгнуть .... но я совершенно не знаю что там, и как там. ) Я шла вслепую. Мне выделили одну группу для набора комиксистов. Остальные три группы были ИЗОшники. В итоге, так хорошо дело пошло, и так всем понравилось направление, что к концу года у меня было три группы комиксистов и одна ИЗО. ) Первые полгода ушли на эксперименты. Как преподавать, что конкретно преподавать. Вторые полгода ушли на формирование коллектива и учебной программы. Однако, за год нам все же удалось нарисовать большую стопку комиксов!
- Интересно! Давайте подробнее поговорим про изменения вашего проекта за эти четыре года. Чего удалось добиться, может кто-то из ваших учеников уже публикует свои комиксы? Или для них это больше хобби, нежели перспективное направление творчества?
- Итак, 16-17 учебный год, год экспериментов, завершился. Я уже поняла, что хочу от студии. За год преподавания очень нестандартного направления, я поняла, что система, в которой я работала, совершенно не подходит к формату нашей деятельности. У нас своя жизнь, свои конкурсы, свои темпы, свой контингент, мы сильно отличались от кружков Дворца Творчества "Одаренность и технологии". С нас требовали участия в конкурсах , а они нам не подходили, образовательный процесс пытались подогнать под стандарт, но характер деятельности в него не вписывался. Я создала очень теплую, дружескую, неформальную атмосферу, где каждый пришедший мог почувствовать себя частью большой творческой семьи, а мне напоминали про расписание, режим и прочее... В общем, в конце первого года работы в студии комиксов было понятно, что не хватает творческой свободы мне и, главное, ребятам. Летом я поняла, что хочу не только сидения в кабинете и рисования, но и взаимодействия с другими комиксистами. Мое желание исполнилось.
Летом я познакомилась с Константином Дубковым, создателем Уральского Комикс Центра. Вместе с ним мы стали работать в другой образовательной организации, в Центре внешкольной работы "Социум". Там, на тот момент, у Студии было больше свободы. За 17-18 учебный год команда студии посетила большое количество массовых мероприятий, поучаствовала в различных творческих конкурсах и нами были выпущены авторские комиксы и сборник комиксов "Объединение". Помещение, в котором Студия жила второй год своей жизни, было 2 на 2 метра почти, но мы умудрились и там создать уютный уголок. )
Наступило лето. Тогдашнее руководство учреждения, услышав наши мольбы о тесном пространстве, сделало нам щедрый подарок. Под Студию выделили помещение Отряда "Каравелла", которое переехало в другое здание. Там было несколько небольших комнат и зал. Это была как настоящая творческая квартира! Теперь у студии комиксов появилось свое помещение, которое принадлежало только нам. Руководителем нового клуба назначили меня. Мы назвали его "МИР", по названию улицы Мира. Вместе с Константином, который также вел свое направление, мы создали своего рода пристанище комиксистов и уголок комикс-культуры в Екатеринбурге. ) У нас была библиотека, большой коллектив и полная творческая свобода! 18-19 год так же был полон мероприятий, конкурсов, фестов, и конечно же, комиксов. Летом 19 года в "Мире" был проведен марафон "24 часа комикс" от фестиваля Коммиссия "Воронки времени", екатеринбургский этап, на котором было создано продолжение большой истории о приключениях героев в разных городах. Кстати, мною в Мир были приглашены и другие специалисты, например Шабурова Алена, руководитель клуба Uraru Manga. Вот так весело мы завершили 18-19 учебный год!
Однако не все было радужно. Четвертый год начался с изменения коллектива. Константин ушел из организации в свободное плавание. Остались мы с Аленой. ) Поменялось высшее руководство. Свобода творчества, за которой я пришла в организацию, закончилась. Начались регламенты, правила, стандарты — все, от чего я так бежала... Студия продолжала вести деятельность, мы также издавали комиксы, участвовали в мероприятиях, конкурсах, сотрудничали со многими творческими людьми, коллективами, делали совместные проекты. В частности с "Норильской студией комиксов и манги" и ее руководителем Николаем Надежиным, с Творческим объединением "Сова", г. Тулун и его создателем Иваном Асташеней, с Клубом "Акицусима" г. Березовского, с Комикс-центром "Бумажная сова" и его руководителем Ниной Пляцек. В марте студия закрылась на карантин. Наши разногласия с руководством тоже достигли апогея. Я была вынуждена уйти из образовательной организации под давлением руководства. Но, это не конец жизни Студии! Как только карантин снимут, мы радостно пойдем искать новый дом!
- Захватывающая у вас история! Исходя из нее и нынешней ситуации, не могу не спросить о коммерческой составляющей. Как я понимаю, все занятия в рамках этих четырех лет для учеников были бесплатными? И если да, то не думаете ли вы сделать свой проект более коммерческим?
- Да, все занятия на протяжении 4-х лет были бесплатными.) Ми зарабатывали деньги на продаже комиксов и мерча на фестах, на вырученные деньги мы покупали расходные материалы. Бумагу, карандаши, ластики и тп.. Конечно, всегда хотелось выйти на уровень, когда наше творчество будет приносить доход.
Сейчас я нахожусь в состоянии неизвестности. Останемся ли мы тем же составом или участники, как Константин, пойдут своей дорогой, какая будет экономическая ситуация в стране в целом? Может и вовсе , как в начале 90 х, комиксы уйдут далеко в сторону... Сейчас я и Алина (наш дизайнер и коллега) трудимся над созданием своих комиксов. Очень надеемся, что они выстрелят. )
- Окей, ситуация понятна. Давайте поговорим о том, как строились, и я надеюсь, будут строиться и в дальнейшем занятия в вашей студии. Что изучают ваши ученики? Как проходят занятия? Сколько времени занимает полный курс обучения и что по итогу получает ученик? Какие у него возможности?
- Весь курс обучения длился 3 года. Первый год: это базовое освоение создания комикса. Этапы, приемы, отработка художественных навыков и конечно же, создание собственного, или нескольких, комиксов. Второй год: так как опыт и базовые знания уже получены, можно завоевывать большие просторы! Обучающимся предлагалось участвовать в различных конкурсах комиксов, фестивалях, выставках и тп. Кроме того, как правило, у ребят появлялось ярое желание продолжать творить и новые идеи для комиксов. Третий год: ребята получили опыт, знания, у них есть навыки, некоторая известность. Теперь они могут перейти в состав студийного коллектива и сами определить курс своего развития. Отличием третьего года является то, что каждый обучающийся представляет свой комикс, созданный самостоятельно, и проект: выставка, челлендж, конкурс или массовое мероприятие. Это и есть их выпускная работа. После трех лет обучения желающие становятся участниками студии и на равных с педагогами участвуют в творческом процессе как коллеги и соратники. )) Думаю, что когда мы найдем новое помещение, то в таком режиме и продолжим)
Занятия проходят в аудитории, например, с 16:00 до 20:00. Каждый может выбрать удобное для себя время и прийти. Руководству, конечно, это не нравилось. Надо было вписывать ребят в расписание и в группы, а я хотела, чтобы у нас не было границ во времени и составе. Я специально размыла временные границы, чтобы каждому было удобно приходить ко мне. По группам я только в документах ребят распределяла, на самом деле, они приходили в разные дни, общались друг с другом, и всех все устраивало... Кроме руководства, конечно.
В программе изучались темы: основы написания сценария, сюжета, создания раскадровки, контуровка, цвет. Кроме того, изучались такие темы, которые касаются художественных и сценарных приемов: например, «Сломать 4-ю стену», «открытый финал» и многое другое.
Студия предлагала многое: у нас можно было найти друзей по интересам, кто-то даже любовь свою нашел. )) У нас можно было погрузиться в творческую атмосферу, порисовать вдоволь, так как не у всех есть эта возможность дома. У нас можно было прокачать художественные навыки. Можно было уже наконец-то сделать свой комикс, который несколько лет в голове находится. ) Можно было стать автором и заявить о себе на фестивале. Некоторые ребята даже выбрали свою карьеру и связали ее с мультипликацией, художественной деятельностью. ) Да много чего еще, больше давало именно личное общение в творческой обстановке. )
- Понимаю и пожелаю вам удачи в поисках нового помещения, будет очень обидно, если проект исчезнет! А что сейчас, кстати, с "Уральским комикс центром" и "URARU MANGA клуб", они функционируют?
- "Уральский комикс центр" - это Костя. Он рисует социальные комиксы для НКО. То-есть УКЦ сейчас занимается социальными проектами по средствам комикса. А УраРу до сих пор находятся в клубе "МИР" и продолжают вести свою деятельность.
- Понял, принял, осознал! Поговорим об индустрии в целом, интересно узнать ваше мнение. Я думаю, вы в курсе, что с 2017 года интерес к комиксам в России падает. Как думаете, почему это происходит и что будет дальше?
- Да, я согласна с этим утверждением, однако я, как человек, находящийся внутри, замечаю обратную картину. Имею ввиду, что на фоне падающего интереса широкой публики к комиксам, наблюдается повышение творческой активности у художников. Комиксы вошли в массы и стали естественным составляющим культуры, у художников появилась возможность самовыражения. Ну не картины же рисовать?) Сейчас можно вот комиксы, например.) Кто-то в мультипликацию идет.
А почему падает интерес? Думаю, это связано с отсутствием разнообразия. Нет чего-то жизненного, что было бы понятно конкретно каждому россиянину. "Bubble" пытаются над этим работать, но по моему мнению, они все же пока не попали в точку. Если российские авторы не продолжат рисовать и печататься, несмотря ни на что, то увы, все так супергероикой и закончится (на прилавках в основном эти комиксы). Больше нашего, больше жизненности, больше ментального, и думаю, все получится)
- А как думаете, что в этой ситуации ждет авторский — русский комикс? Он и до 2017 не пользовался сильной популярностью. А сейчас все стало еще сложнее.
- Хм... мне кажется, что его спасет как раз популяризация. ) Чем больше авторского продукта на рынке, чем он качественней, тем лучше. Наличие студий комиксов в городе как раз и могли бы обеспечить появление авторов. На это, на самом деле, влияет экономическая ситуация в стране. Какие комиксы, когда есть не на что будет покупать?) Индустрия развлечений, творческий рынок — они зависят от экономики, зависят от того, чем страна решила зарабатывать — продажей леса и нефти или вложилась в наукоемкое производство, или это творческие продукты: мультипликация, кинематография и тп.
Если страна решила производить высокоточную технику и зарабатывать на этом, то будут востребованы ученые, программисты, инженеры и тп. Если страна зарабатывает на уникальном качественном креативном творческом контенте, то развиваться будут художественные сферы, выйдут из мрачных убежищ художники, мультипликаторы, режиссеры и сценаристы. А если страна только сырье продает, то как бы... остается только сфера услуг или обслуживания. Врачи, чтоб работяги не умерли, полицейские, чтоб всех за шиворот держать, и производители товаров первого потребления...
- Но вы не сдаетесь, и это не может не радовать! В начале нашей беседы вы упомянули о своем личном комикс-проекте. Можете рассказать о нем подробнее? Идея? На какой стадии сейчас разработка? Может, кто из издательств уже заинтересовался?
- Идей несколько, но самая любимая, пожалуй, одна: в начале 90-х был мультсериал Космические спасатели лейтенанта Марша (или Эхо Взвод), я очень любила этот мульт. Любила за его весьма не детский сюжет , который сейчас весьма актуален. ) В сериале раскрывались такие важные острые темы как расизм, фашизм, тотальный контроль, зомбирование через СМИ, раздолбайство в руководящих кругах и многое другое... Сейчас с нашим уровнем цензуры такое ни за что не покажут. Я хочу реанимировать этот сериал в комикс, в толстенную графическую новеллу. Хочу перерисовать героев и технику на новый лад! Я делаю наброски и пишу сценарий. Параллельно рисую и для других проектов. Сейчас рисую в Курганский сборник комиксов.
- Весьма занимательная идея! Не боитесь, что будут проблемы с авторскими правами? Хоть мультсериал и старый, но все равно права кому-то принадлежат.
- Да, права принадлежат студии, выпускавшей тогда сериал в эфир; я знаю, но думаю, это очень решаемый вопрос. )
- Хорошо, давайте еще немного об индустрии. Как человек который видит все изнутри, расскажите, какие варианты сейчас есть у молодых комиксистов по изданию своих историй, что их сейчас ждет на рынке?
- Сейчас есть несколько издательств, которые печатают отечественных авторов, такие как Комикс Паблишер, БумКнига, Молот и тп. Все зависит от качества, как с визуальной точки зрения, так и с сюжетной. Издательства, конечно, хотят зарабатывать на продажах комиксов и они заинтересованы в хорошем продавабельном продукте. Есть некоторые хорошие выстрелившие проекты, например: «Дух тайги» — авторы: Павел Шикин, Анастасия Кобылина; «Инквизитор» — авторы: Станислав Таривердиев, Максим Решетов, Екатерина Серова; «Псы Гэлэкси» — авторы: Даниил Ветлужских, Александр Андрианов и тп.
Думаю, если автор создал отличную книжку, то почему она не попадет в магазины и не будет пользоваться спросом? Отвечая на вопрос, что ждет авторов на рынке, я думаю, что их ждет конкуренция и труд.
- Спасибо за ваши ответы! И последний вопрос, что ждет нашу индустрию комиксов через десять лет?
- Эх... я даже не знаю, что Россию ждет через 10 лет. ) Но точно знаю одно, комиксы - это теперь часть нашей культуры, у нас есть свои авторы, своя история развития комиксов, своя индустрия (ну и что, что она еле дышит, главное — дышит), даже свои школы комиксов. Это уже не отменить.
Если вас заинтересовал этот проект, то обязательно подпишитесь на его официальную группу: Студия комиксов «InComics».
Ну и на нас тоже подписывайтесь! В нашем уютном паблике вас ждет много интересного! Уральский Гик и Отаку.