Привет, я хочу, что бы прямо сейчас, вы поделились со мной самым первым воспоминанием из вашей жизни. Вот прям самое первое, которое приходит в голову. Я пока вы думаете, я скажу, что оно будет из пяти или допустим из семилетнего возраста. Моё первое чёткое воспоминание смешивается в один общий эпизод, как будто всё это произошло в один день. Я играю во дворе в городки, падаю с дерева спиной на ветку. В общем, всё лето смешалось в одно воспоминание. Скорее всего, если постараться, я смогу вспомнить что-то, что было до этого. Но мне нужна ситуация, которая подтолкнёт на воспоминание. Это я к чему, попробуйте вспомнить, хоть какое-нибудь событие, когда вам было два года, это будет очень сложно и может быть даже невозможно.
Почему мы не помним своё раннее детство? Издавна этот вопрос мучил психологов, лингвистов, а также родителей. Сам Зигмунд Фрейд обратил внимание на эту проблему и в своём стиле, в работе «Психоанализ и теория сексуальности» предложил, что все эти детские забывания, могут быть связаны с детскими сексуальными переживаниями. И просто были вытеснены, что бы не травмировать человека. Он это назвал инфантильной амнезии. Впрочем, эти догадки не подтвердились, зато название очень, даже прижилось.
Смотрите, младенцы впитывают информацию очень и очень быстро. Каждую секунду у них образуется один миллион новых нервных связей. Раньше все говорили, что где-то 1000, но свежее исследование, показали другой результат. То есть по идее они должны запоминать всю информацию, но эта информация почему-то на долго не сохраняется. Многие скажут, что мы просто забыли, ведь не всегда удаётся вспомнить, что мы вчера делали. Это значит, что мы с течение времени просто забыли ту информацию, ну бывает, есть естественный процесс забывания. Да я согласен, но ведь детишки 7 или 10 лет, они тоже не помнят, что с ними было в раннем детстве, а ведь прошло не так уж и много времени, а значит проблема, кроется в другом.
Исследование немецкого психолога Германа Эббингауза показало, то забывание информации это достаточно закономерно. Как проходил эксперимент? Он разработал метод бессмысленных слогов и когда воспроизводил эти слова по памяти, получилось кривая забывания. Вышло, что в обычной жизни, наш мозг отбрасывает половину нового материала в течение часа, а через месяц, мы помним только три процента полученной информации. И вот тут мне стало действительно грустно. Ведь получается, вы можете забыть то, о чём вы сейчас прочитали. Впрочем, я вообще забыл, о чём писал. Хорошо, что я могу прочитать снова.
Вывод таков, забывание информации это нормально, но должны ли мы забыть, то, то происходило в детстве? Учёные говорят, то мы должны что-то да помнить. Но мы поему-то не помним, несостыковочка. Ещё интересно, что в одних странах дети помнят образы двухлетнего возраста, в других странах четырёхлетнего.
Психолог Qi Wang, собрала очень много воспоминаний учеников американских и китайских колледжей. Получилось так, что американские воспоминания были длиннее и запутаннее, а китайский наоборот кратки и к тому же китайские воспоминания относились к периоду на шесть месяцев позже, чем американские. Когда Qi Wang повторила эксперимент на матерях этих детей, получился совершенно такой же результат. Получается, что родители отчасти виноваты в том, что мы ничего не помним. А точнее сама культура.
Дело в том, что в восточных культурах, детские воспоминания не так важны как например в Новой Зеландии. Там, как раз важное место в культуре занимает прошлое и именно там установлен рекорд по детским воспоминанием, два с половиной года. Значит, родители детей в Новой Зеландии способствуют тому, чтобы ребёнок обязательно запомнил то или иное событие.
Некоторые психологи говорят, что воспоминания связаны с речью. Научился говорить – научился запоминать. Но ведь глухие от рождения дети, тоже относят свои воспоминания к тому же моменту, что и другие. Так, что это очень и очень спорно.
И остаётся самая вероятная версия. Мы не можем вспоминать всё, что было детстве, потому что нам не позволяет это сделать наша программа. Ведь скорее всего в детстве, мы знали всё и обо всём. Мы сейчас не готовы к этим знаниям и они, это прекрасно понимают. Я вообще-то пошутил.
Самая вероятная версия, это то что наш мозг не разработал те самые, нужные функции. Доказательством того является Henry Gustav Molaison. Он страдал расстройством памяти, после того, как ему хирургическим путём удалили часть мозга. В попытки излечить эпилепсию. Проводили операцию только под местной анестезией, то есть он всё это время был в сознании. Операция прошла типа успешно, но со временем её назвали, трагической ошибкой. Потому, что была удалена часть, гиппокампа. Она отвечает за формирование эмоций, а также выполняет функцию перевода кратковременной памяти в долговременную. Henry не мог запомнить совершенно ничего нового, он прям, моментально забывал. Это было в далёком в 1953 году, но этот случай очень занимательный. Он научился играть на пианино, но он не помнил, как учился играть. Так это я к чему. Он изучал информацию, как младенец, то есть у него получалось всё лучше, но он не помнил, как учился. Поэтому возможно, что на раннем этапе взросления гиппокамп недостаточно развит, что бы просто запомнить свежую информацию. Так же детёныши обезьян и крыс, они в течение нескольких лет добавляют новые нейроны гиппокампа, но не могут вспомнить, что-то из младенчества.
Вывод, как только мы прекращаем создавать так много новых нейронов, мы можем сохранять долгосрочные воспоминания.
Но вот ещё вопрос. Наши впечатления вообще не записывались или они всё-таки где-то хранятся, но их невозможно оттуда вынуть? Ну как файл со сломанного жёсткого диска. Но даже если мы попытаемся их восстановить, никто не сможет утверждать, что эти воспоминания реальны, они могут быть навеяны нам нашими родителями. А мы думаем, что реально это помним. Это называется конфигурация или ложные воспоминания.
Elizabeth Loftus – психолог из Калифорнийского университета, изучает ложные воспоминания. Она набрала добровольцев и так сказать вживила им ложную информацию о прошлом. Какой-то плохой опыт или что-то такое запоминающиеся. Так вот треть людей в итоге испытания поверили в это, а некоторые даже в красках всё описывали, добавляя какие-то своим детали. А значит иногда ложных воспоминаниях, мы уверены даже больше, чем в обычных. Выходит, что и наши с вами детские воспоминания могут быть дополнены или переработаны разговорами об этих моментах.
Так всё таки, почему мы не помним события из детства? Нет однозначного ответа, есть только догадки, но даже если мы вспомним, можем ли мы доверять своим воспоминаниям?