Найти тему

Он был третьим в пятом ряду. Но всегда первым, когда надо было кого-то спасти и устранить несправедливость.

В 1984 г. на киностудии им. А. Довженко был снят очередной фильм по произведениям Анатолия Алексина. На этот раз режиссер Сергей Олейник по сценарию, написанному сценаристом, писательницей и актрисой Екатериной Марковой по повести Анатолия Алексина "Третий в пятом ряду" снял одноименный фильм. Это был дебютный фильм режиссера. Всего им снято два фильма, через год он снимет по сценарию той же Екатерины Марковой фильм "Чужой звонок". Больше он фильмов не снимал, работал на телевидении.

Повесть "Третий в пятом ряду была опубликована в октябрьском номере журнала "Юность" за 1975 г. Если в предыдущих повестях основной темой было взросление юного героя, переход из детского уютного мира, где есть любящие родители и нет никаких серьезных забот, во взрослый мир, который заставляет принимать решения и делать выбор, всегда не простой. В повести же "Третий в пятом ряду" и в следующей повести "Безумная Евдокия" Алексин переходит к вопросу надо ли педагогу всех своих учеников подгонять под один знаменатель и этот знаменатель сам педагог. Что ему делать с талантливыми, отличающимися своими знаниями и силой характера на фоне основной массы, учениками. Принудительно уравнивать со всеми остальными или постараться помочь развить его способности. И хватит ли у педагога ума, силы характера, доброты, чтобы пойти вторым путем.

В повести "Третий в пятом ряду" с 63-х летней пенсионеркой, бывшей учительницей русского языка и литературы Верой Матвеевной Кудрявцевой происходит беда. Она воспитывает 6-ти летнюю внучку Елизавету. Ее сын Володя и его жена Клава археологи и постоянно находятся в научных экспедициях. У Елизаветы аллергия на прием любых лекарств. Но однажды в детсаде у Елизаветы поднялась температура и в отсутствие врача, который знал о ее заболевании, заведующая детсадом дала девочке жаропонижающее. И с Лизой случился анафилактический шок. Девочку срочно доставляют в больницу и начинают проводить хирургическую операцию.

Вера Матвеевна остается ждать результатов операции. Медсестра Маша разрешает ей остаться вместе с нею на посту и между ними происходит беседа. Вера Матвеевна узнает, что оперирует Лизу лучший хирург больницы Иван Белов. И тут же она вспоминает своего ученика из 1939 года семиклассника Ваню Белова. Круглого отличника, волевого и очень справедливого мальчика, который по всем вопросам имел свое мнение, практически не совпадающее с мнением его классной руководительницы Веры Матвеевны. Мог объявить голодовку в знак протеста против несправедливого отношения Веры Матвеевны к своему сыну Володе, который учился в ее классе. Мог взять на себя чужую вину за проступки, совершенные другими учениками. Так как считал, что те могут непоправимо пострадать.

И самое главное Ваня сохранил ей ее сына Володю, который мог уехать на Дальний Восток в гости к своему отцу, крупному ученому, и там остаться. Как бы не относилась Вера Матвеевна к Ване, но он посчитал, что это будет несправедливо по отношению к ней. И отговорил Володю ехать к отцу. Но Вера Матвеевна это не оценила. Ей не понравилось, что кто-то вмешивается в ее жизнь.

Она очень прохладно относилась к этим Ваниным поступкам, слишком много забот доставлял ей этот мальчик, выбивающийся своим умом, мужеством и благородством из общей массы учеников. Тяжело ей было с ним и к тому же она считала, что он плохо влияет на ее сына. В итоге она перевелась вместе с сыном в другую школу, а потом переехала на другой конец города.

И все последующие 24 года она ничего не знала о судьбе Вани Белова. И теперь, сидя возле операционной почему-то сразу решила, что это именно ее бывший ученик. Он со своей сильной и благородной натурой и должен был пойти в хирурги, чтобы продолжать спасать людей. И, находясь возле операционной в надежде, что Ваня спасет внучку, вспоминая все Ванины поступки - благородные и безрассудные, она начинает переосмысливать свое отношение к нему, понимая, что была не права, когда пыталась сделать его таким, как все. Послушным, не выделяющимся, полностью подконтрольным ее учительскому диктату.

И наступает у нее позднее раскаяние и ждет она, когда кончится операция, чтобы поблагодарить и попросить прощение у своего бывшего ученика, который спас ее внучку. Но это оказался не тот Ваня Белов. И начав искать своего Ваню Белова, она узнает, что он погиб 27 апреля 1945 г. в боях за город Пенцлау. Об этом городе она никогда не слышала...

Эта повесть написана Алексиным на основании воспоминаний его знакомой учительницы. Это не фантазия писателя, а художественное произведение на основе реальных событий.

И вот по этой повести снят фильм. Скажу сразу, мне он не понравился. Да, сценарий достаточно полно и бережно воспроизвел сюжетные линии и диалоги повести. Екатерина Маркова все-таки и писательница, и актриса. И ее следующий сценарий по повести Алексина "Позавчера и послезавтра", по которому в 1987 г. сняли фильм "Чехарда", такой же профессиональный. Но вот только "Чехарда" - это замечательный фильм. где бережно сохранены все алексинские интонации, а "Третий в пятом ряду" не вызывает у меня восторгов.

Не получилось у режиссера- дебютанта, получившего такой роскошный драматургический материал, в полной мере его реализовать. Получилась иллюстрация к повести.

А больница находится напротив школы, в которой она когда-то, в 1939 г. работала. И у нее в классе учился Ваня Белов. Хирурга, который делает операцию, и на которого вся надежда, тоже зовут Иван Белов. И почему-то Вера Матвеевна думает, что это ее бывший ученик. И все это - старая школа, имя хирурга - вызывает у нее ностальгические воспоминания.

Как и Алла Покровская Саша Продан внешне очень подходит на эту роль. Рыжеволосый, открытое и приветливое лицо, как и у всех маленьких главных героев Алексина. Но вот все это внешнее. А не ощущается того внутреннего содержания, которое делает образ Вани Белова таким же привлекательным, как и в повести. Саша Продан все играет добросовестно, но одного добросовестного проговаривания текста мало. Не цепляет в его исполнении Ваня Белов. Да, в фильме Ваня совершает все те же дерзкие и благородные поступки, что и в повести. Но все это исполняется как-то второпях, проговаривается скороговоркой.

В таком же ключе и исполнение Покровской. В повести очень много текста от первого лица, который произносит Вера Матвеевна. И в фильме тоже очень много этого текста. Но ведь это же фильм, а не радиопостановка. Здесь же должно быть на первом месте изобразительное решение. Но его нет. Кадрами из фильма неплохо было бы иллюстрировать повесть Алексина.

Не вызвал у меня этот фильм сочувствия. Повесть эмоциональна, чувствуется любовь автора к своим героям. А фильм холоден и равнодушен. Возможно, не каждый выпускник режиссерского факультета может снимать именно художественные фильмы. Снять на пленку диалоги из прекрасной повести, еще не значит снять художественный фильм. Но возможно я и не прав.

И маленький музыкальный бонус. Вот такое письмо, наверное, написал бы обязательно Ваня Белов своей учительнице Вере Матвеевне, если бы не погиб за несколько дней до Победы. Музыка Яна Френкеля, стихи Михаила Танича. "Письмо учительнице". Исполняет Ян Френкель.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.