Сон — это одна из самых ярких проблем, присутствующих у аутистов. Лично я никого не знаю, чтобы вот просто ребёнок засыпал. Все рассказывают о больших сложностях. А некоторые и про сам сон. То есть ребёнок постоянно просыпается и долго не может заснуть.
Со вторым мы не сталкивались. Но в полной мере прошли и проходим через не очень адекватный процесс засыпания.
Если говорить о том, что было в самом начале, то надо отметить, что сам факт того, что надо идти спать, вызывал у сына каждый день протесты с длительными истериками.
Эту проблему мы решили с помощью расписания и таймера. То есть за полчаса до начала всевозможных подготовительных ко сну процедур я приносила смартфон и говорила, что через тридцать минут мы идём спать, и он сам засекал время.
Так мы решили проблему с истериками на само предложение идти спать. К слову, длилась эта проблема несколько лет.
Но истерика перед сном — это только один крошечный момент.
Основная проблема в том, что во сколько бы сына не отправляли спать, засыпает он часа три.
Я даже проводила эксперименты со временем.
Обычно в 21:00 он ложится в кровать. А засыпает в 23:00. Раньше в 24:00.
Я пыталась укладывать его в кровать позже, но он и засыпал позже.
Какое-то время давали сыну успокоительные чаи, но изменений существенных не наблюдалось.
Рекомендации, которые дают специалисты сводятся к одному — сделать период спокойного лежания в кровати, как можно более длинным.
Потому что, например, наш сын, попав в кровать, вскакивал, пытался бегать по комнате, опять ложился, опять вскакивал, крутился и вертелся, пел, визжал, разговаривал сам с собой и так далее. При этом один в комнате он не остаётся.
И тут естественно можно предположить, что если он всё же сможет успокоиться и хотя бы несколько минут или час полежать спокойно, то может быть уснёт.
Итак, чтобы удлинить этот спокойный период лежания в кровати, я создала целый алгоритм действий, который и вынуждает его в ней лежать.
Что мы делаем, когда сын попадает в кровать:
- 1. Пишем дневник о том, как прошёл день.
- 2. Составляем расписание на завтрашний день.
- 3. Я читаю ему сказку.
- 4. Решаем примеры по математике. У нас для этого спецпланшет картонный, к котором прикреплён листок с примерами. Этот пункт может кому-то показаться странным. Но я опытным путём пришла к выводу, что математика заставляет очень сильно напрягаться его мозг. Что приводит к необходимости отдохнуть. А мы как раз в кровати. И вообще-то надо спать. Но работает это не всегда, конечно.
- 5. Сын раздаёт сны всем членам семьи и всем своим игрушкам. Сны — это мультики. Этот пункт также стоит пояснить. Несколько лет назад, когда я пыталась решать проблему со сном и всячески растягивала этот период спокойного лежания, то придумывала доступные для понимания сына разговоры. Которые бы он понял и смог поддерживать. Естественно, они были связаны с его интересами. Так и родились эти сны. Для этого у нас помимо сына и родителей аж шестнадцать игрушек. И сын минут двадцать лежит и вспоминает их имен, потом думает над тем, какой же мультик панда будет смотреть во сне. Естественно, это очень сильно его задерживает в кровати.
Если к моменту, когда все эти пункты выполнены, сын всё ещё не спит, то обычно уже не вскакивает и не поёт. Просто лежит и спокойно засыпает.
Таким образом.
Для того, чтобы удлинить время спокойного пребывания плохозасыпающего ребёнка, необходимо создать череду ритуалов, выполнение которых не очень сложно, но при этом привлекает внимание ребёнка и вынуждает оставаться в кровати.
Во всяком случае, у нас это работает.
Конечно, для того, чтобы всё это происходило, родитель, который будет всё это проделывать, должен быть свеж и бодр, чтобы не отключиться на полпути. А это не всегда происходит.
Но это другая история.
Продолжение истории. Спустя полтора года.
Подписывайтесь, ставьте лайки, это помогает развитию канала. Спасибо.