Говорите ли вы с дошкольником о деньгах? Знает ли он, что это такое? Для чего их зарабатывать? Как правильно тратить? Как копить на мечту? Все это — основы финансовой грамотности, и для большинства детей — темный лес.
Научить ребенка правилам использования денег очень важно. И лучше начинать эту науку с самых ранних лет. Ведь многие дети живут с полной уверенностью, что все их мечты исполняет дед Мороз, что родители не могут себе позволить дорогие подарки, что деньги — вода, их вечно не хватает и т.д. Это и многое другое порождает то, что сейчас называют психологией бедности. Как оградить ребенка от этого? Как научить его грамотно распоряжаться своими деньгами?
Зарабатывать — это еще не все.
Просто ходить на работу каждый день мало для того, чтобы ощущать финансовую свободу. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, создавать “подушку безопасности”, пассивный доход и т.д. Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги неправильно. Учите его делить свои доходы и накопления: часть можно потратить на себя, часть — отложить на мечту. Есть мнение, что небольшую долю нужно всегда оставлять на благотворительность — отдавать тоже очень важно, но делать это нужно с умом. Чем старше ребенок, тем подробнее должен быть такой разговор о грамотном распределении финансов. Школьнику можно рассказать о том, как деньги могут работать. Важно, чтобы ребенок усвоил: зарабатывать — мало, нужно еще и грамотно распоряжаться.
Строгий график карманных денег.
Специалисты в области финансов единодушны: у детей должны быть деньги на карманные расходы. Только здесь нужно учитывать некоторые нюансы:
- Младшему школьнику лучше выделять небольшие суммы еженедельно, желательно по понедельникам. Впрочем, все зависит от ситуации. Наблюдайте: если ваш ребенок успешно распределяет деньги на каждый день и не жалуется на их нехватку, пробуйте увеличивать временной промежуток на 2 недели или даже на месяц. Дети старше 10 лет уже должны уметь распоряжаться одной суммой, выделенной на месяц. Задача ребенка — научиться жить “от зарплаты до зарплаты”, при этом откладывать и копить.
- Нельзя манипулировать деньгами ребенка и самим ребенком, опираясь на настроение взрослого. Если папа может дать денежку в хорошем настроении, а потом отобрать ее за проступок или просто в плохом расположении духа, это не научит ребенка ровным счетом ничему. Нет стабильности, нет уверенности, нет мотивации. Ребенок может рассчитывать на карманные расходы. Ему дали эти деньги — и они уже неприкосновенны. Разумеется, он должен понимать, что неправильное использование (траты на вредное и опасное, например) приведет к последующему перебою в карманных деньгах. Родители не станут поощрять такие бездумные траты. Но если уж дали — не отбирать.
- Карманные деньги и заработанные деньги — это разные статьи доходов ребенка. Если он захотел, нашел способ и заработал что-то — это прекрасно. У него появляется возможность иметь карманные деньги и заработанные деньги. Подскажите, как лучше распорядиться ими. И продолжайте регулярно выдавать привычную карманную сумму.
Для чего нужны деньги.
Не каждый ребенок понимает смысл финансовых отношений. А ведь за деньги взрослые не только игрушки и еду покупают. Откройте детям дверь в мир денег пошире. Расскажите о коммунальных расходах, стоимости авиабилетов и бензина, покупке товаров через интернет и по электронным карточкам и т.д. Важно, чтобы такие беседы проходили в позитивном ключе. Многие подают подобную информацию как “все такое дорогое, все стоит денег, за все нужно платить”, а лучше говорить “посмотри, сколько разных и интересных возможностей появляется благодаря деньгам”.
Расскажите о способах экономии.
Чем лучше получается экономить, тем больше получается откладывать. Ребенку будет интересно и полезно узнать об акциях, скидках, кэш-бэках, сайтах бесплатных вещей и секонд-хендах. Совершенствуйтесь в этой науке и развивайте в этом ребенка. Умение экономить не врожденное и не передается с молоком матери. Этому можно и нужно учиться в любом возрасте. И это напрямую влияет на бюджет семьи в целом и отдельный бюджет ребенка.
Зачем записывать доходы и расходы.
Еще одна полезная фишка финансовой грамотности — привычка вести семейный бюджет. Для этого некоторое время придется поработать: необходимо ежедневно записывать каждую потраченную и заработанную копейку. Прививать эту привычку ребенку можно с того момента, как он научится читать, писать и обзаведется карманными деньгами. Для чего записывать так подробно? Чтобы ответить на самый распространенный вопрос: куда деваются наши деньги. А еще с помощью такого подхода можно найти способы и мотивацию заработать больше. Для взрослых прекрасным помощником может стать мобильное приложение по ведению семейного бюджета, ребенку же будет достаточно просто приучить себя записывать, считать, контролировать и относиться к деньгам более внимательно, осознанно.
Поощряйте желание зарабатывать со школы.
Во все времена особенно смышленые и мотивированные школьники находили способы подзаработать. Можно было вскопать соседу грядку, переносить колотые дрова или развешивать объявления по всему кварталу. Сейчас таких способов стало еще больше, в основном благодаря интернету. Расскажите ребенку о возможностях зарабатывать. Порой родители сами готовы стать первыми работодателями и оплачивать ребенку выполнение различных обязанностей. И это непременно принесет свои плоды в будущем. Если он заинтересуется, помогите найти безопасные варианты, следите, чтобы работа не отражалась на успехах в учебе и поощряйте его старания. Лето — самое подходящее время для ребенка, чтобы зарабатывать на мечты.
Ответственность, самостоятельность, ошибки.
Главная черта финансовых гениев — умение рисковать и принимать на себя ответственность за любой результат. Воспитывать ребенка самостоятельным, умеющим принимать решения и исправлять последствия в случае неудач, крайне важно для его будущего. Это относится и к вопросам распоряжения деньгами. Не смог школьник растянуть свои карманные деньги на неделю, не сдержался, потратил все в первые три дня — это его ответственность, родители не должны, ворча, выдавать новую сумму. Иначе есть риск, что ваше чадо до пенсии будет тянуть из вас деньги, так и не научившись их грамотно распределять. Один раз потратит неправильно, второй раз купит ненужную вещь — и сам придет к пониманию, научится относиться к деньгам серьезнее.
Игры, мультфильмы, книги и сказки.
Одними беседами ребенка ничему не научить, он развивается в игре. Поэтому почаще организуйте сюжетные игры в применением денег: магазин, СТО и т.д. Для школьников отлично подойдут настольные экономические игры, такие как “Монополия” или “Бизнес-Life”. Известные мультсериалы “Смешарики” или “Фиксики” обзавелись сериями про деньги. Можно посмотреть “Уроки тетушки Совы”, там есть про финансовую грамотность. Огромное количество книг на эту тему для детей различных возрастов можно найти в бумажном формате или электронной версии. А если знания и фантазия позволяют — сочиняйте свои сказки, в которых главные герои будут совершать ошибки, а затем учиться правильно тратить, копить и зарабатывать. Это может показаться скучным, однако дети с удовольствием слушают такие сказки.
Финансовая грамотность должна стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Говорить о деньгах с дошкольником так же важно, как и о правилах поведения, вежливости или гигиене. Учитесь обращаться с деньгами вместе с ребенком, станьте для него хорошим примером.