За время существования Cyberfox успел зарекомендовать себя в качестве перспективной киберспортивной организации: участие и успех в турнирах регионального и всероссийского уровня прямо говорят об этом. Однако на пути к достойному уровню невозможно не встретить препятствия. Главное - это вовремя их заметить.
Нет монет
Не то что камнем, булыжником преткновения сейчас является вопрос финансов - как для владельцев киберспортивных организаций в регионах, так и для самих игроков. Возьмем, например, Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу и немного посчитаем. Казалось бы, большие суммы - за первое место в финале дают 375 тысяч рублей на команду. Каждый из 5 человек одного состава получит в итоге 75 тысяч. Неплохо, да? А теперь делим эти деньги на 10 месяцев - именно столько занимает турнир, начиная с отборочных в вузах, заканчивая гранд финалом. 7,5 тысяч в месяц - не совсем та зарплата, ради которой человек будет готов погрузиться в киберспорт, отставив в сторону любые другие перспективы и возможности.И это только за 1 место, что же говорить о 2?
Цифры примерные,условные, но всё же... Хотя сам по себе игрок, может, и добился бы всемирного признания, но такая нищета регионального киберспорта не оставляет ему выбора. Поставить на кон личную жизнь, хорошее зрение и здоровую спину и получать за все это копейки, потому что никто не готов платить.
Здесь мы подходим к проблеме, с которой борются организаторы. Пока что не очень много инвесторов заинтересовано в сотрудничестве с киберспортивными организациями. Если и находятся компании, заинтересованные в теме, то это касается преимущественно проведения мероприятий, но не развития команды с нуля. На контакт идут, как правило, производители компьютерной техники, фаст-фуд рестораны, интернет-провайдеры, владельцы компьютерных клубов - все те, кто работает с киберспортсменами и зрителями, как с аудиторией и потенциальными потребителями. Более крупные игроки бизнеса, в свою очередь, не видят в этом особого смысла. Администрация Cyberfox считает их опасения напрасными. Сейчас есть возможность зайти в эту нишу с инвестицией всего в полмиллиона долларов, что уже в ближайшие пять лет может увеличиться в разы.
Одним из перспективных направлений организаторы называют коллаборацию киберспорта с его “старшим братом” - классическим спортом. В таком тандеме киберспорту не нужно искать собственных спонсоров - он будет дополнительным механизмом пиара, “плагином” уже зарекомендовавшего себя и более понятного для инвесторов спортивного клуба. В ближайшие несколько лет это может перерасти не только в отдельные успешные проекты, но в целую индустрию с жесткой конкуренцией. Самое приятное в этом - минимальные по меркам профессионального спорта вложения. Сумма равная примерно двум зарплатам топовых российских спортсменов может обеспечить целое киберспортивное подразделение при той или иной команде. В Новосибирске для захода в такой симбиоз есть прекрасная возможность - хоккейный клуб “Сибирь”. Представьте ситуацию: ребенок подходит к родителям и говорит, что хочет играть в Dota 2 за “Сибирь”. А мама и папа - давние фанаты хоккейной команды под тем же брендом. Неужели не разрешат? Такое сотрудничество выгодно для всех: у зрителей появляется возможность поболеть не только за любимую локальную команду по хоккею, но и за “своих” киберспортсменов; для клуба - поток дополнительного финансирования; для игроков - появление иерархии: сегодня ты играешь за “Сибирь”, потом переходишь в топовый российский клуб, а затем, возможно, еще дальше.
Отсюда вытекает проблема отсутствия иерархии, как в классическом спорте. Роман Ramzes666 Кушнарев в одном из своих интервью подчеркивал, что ему повезло оказаться в тир-1 составе. Важно сделать так, чтобы решающую роль играли все-таки скилл игрока, а не фактор везения. Если региональный киберспорт будет выведен на достойный уровень, это послужит отличным трамплином для прыжка игроков к международной карьере. Сейчас же киберспортсменам приходится отталкиваться от земли. А когда игрок внезапно попадает в профессиональный состав, ему приходится буквально заново учиться огромному количеству вещей. В Cyberfox, например, уделяют большое внимание медийной составляющей. Игроки должны не бояться камер, вопросов журналистов, рекламных контрактов. Важно объяснить им, для чего это все нужно, чтобы в будущем они не пропустили ценные шансы улучшить свое благосостояние и репутацию. Идеальная ситуация, когда ник игрока становится его личным брендом, безотносительно клуба, к которому он привязан.
Крайний сервер
Между Новосибирском и Люксембургом около 6 тысяч километров. Вот на таком расстоянии находится ближайший к нашему региону сервер, позволяющий играть в Dota 2 и CS:GO. Да, современные технологии нивелируют практически любые расстояния, но ведь речь идет о спорте, где решающей может стать миллисекунда. Поэтому большой технической проблемой становится пинг - задержка, во время которой сигнал идет из Новосибирска в Люксембург, получает ответ и возвращается. Особенно актуально это для CS:GO. Игрок прицеливается, стреляет, происходит пинг, выстрел не засчитывается - за секунду голова противника уже ушла из нужного пикселя. Появление сервера на территории РФ или стран СНГ позволило бы огромному пласту игроков адекватно себя оценивать и быстрее двигаться к новым сценам. Высока вероятность того, что даже здесь правила диктует политика, поэтому сложно делать прогноз, когда же сервер американской компании сможет заработать в нашей стране. Примечательно, что страдают от этого преимущественно регионы - Москва и Петербург в силу своей близости к Европе могут и не встретиться с пингом ни разу.
Что касается Москвы, то в киберспорте хороша она не только техническими преимуществами. Все значимые турниры, известные игроки, крупные гранты - все в столице. Региональному игроку нужно быть на 10 голов выше своих московских противников, чтобы пробиться туда, откуда они стартовали. Гораздо справедливее соревноваться с людьми, не догоняя их на 1 секунду, а сразу же начинать борьбу с одной точки. Когда кто-то едет на машине 80 км/ч, а ты - 70, это не значит, что ты хуже водишь, у тебя просто нет той технической возможности. Опять же встает вопрос стимула и мотивации - выиграл игрок региональный этап крупного турнира, и что? А в итоге ничего - пока не будет возможностей для развития наравне с Москвой, люди продолжат уходить в другие сферы, где их будущее нарисовано яснее.
Не стоит забывать и о таком факторе, как часовой пояс. Если Москва может играть с большой частью Европы, то Сибирь и Дальний Восток застревают в безвыходном положении, потому что в периферии недостаточно местных игроков, которые могут вырастить новое поколение - приходится выкручиваться. Чтобы соревноваться с сильными игроками из европейской части России, новосибирскому спортсмену приходится тренироваться всю ночь, начиная с 22:00, засыпать в 8 утра и просыпаться ближе к вечеру. Такой образ жизни приводит к абсолютной асоциальности и невозможности получать качественное образование. С режимом +4 часа вряд ли получиться надолго задержаться в вузе - как объяснить преподавателю, что ты всю ночь играл в Dota 2, чтобы поднять рейтинг?
Раньше было лучше
Все новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Сейчас возвращаются компьютерные клубы, где люди по разным причинам собираются и играют вместе. Однако именно культура таких клубов пережила свой расцвет в нулевых, когда игроки находили друг друга прямо на площадках, образовывали связки, учились играть лучше. Но самое главное - общались, зачастую и за пределами арены. Тогда и с мотивацией проблем не было - даже за самые копеечные вознаграждения люди приходили в компьютерные клубы, чтобы доказать, что они здесь лучшие, Miracle и NOtail отдельно взятого района.
Сегодня все зациклено на онлайне, который все же не так эмоционален, как встречи в живую. Как бы далеко не шагнули технологии, заниматься спортом (любым) дома и заниматься в зале - это две абсолютно разные тренировки. Все это усугубляет и текущая эпидемиологическая ситуация - из-за запрета массовых мероприятий турнир GLO, достаточно крупный для Новосибирска, в этом году тоже прошел заочно. И это даже близко не встало с предыдущими оффлайн встречами, куда игроки рвались, предвкушая получение сильнейших эмоций. Вероятно, футболисты сейчас не особо рады пустым трибунам во время игр, а чем киберспорт хуже? Игроки также хотят чувствовать себя значимыми. Чувствовать себя спортсменами.
Выход - вернуть компьютерные клубы, где желающие могли бы самоорганизовываться, а специалистам было бы удобнее скаутить самых талантливых. Форма из прошлого, организация из настоящего и перспективы из будущего - при совпадении всех трех факторов региональный киберспорт мог бы подняться на очень достойный уровень. Компьютерные клубы, где игрок многому учится сам, могли бы стать частью образовательной системы киберспорта. С каждым новым патчем игра меняется, а выучить комбинации, как в шахматах, невозможно.
***
Киберспорт, по крайней мере, в том виде, в котором он существует сейчас, является воплощением закона Дарвина - выживает не самый сильный, а самый приспособленный. Cyberfox - это не школа, это помощник и катализатор адаптивности, которая необходима спортсменам, если они мечтают выйти на профессиональную сцену.
Авторы статьи:
Полина Шляпужникова и Виктор Губин