Добрый день!
Меня зовут Марат, у меня около двадцати лет опыта работы в транспортной логистике. Недавно я начал развивать свой небольшой бизнес. В ряде статей я планирую подробно описать все шаги, которые я предпринял для старта своего дела. Возможно, подобная инструкция кому-то пригодится .
Предыстория
Так случилось, что несколько месяцев тому назад я потерял работу. Ну, обычную работу в офисе за скромную зарплату. На дворе разгорался коронавирус, все сидели на удаленке, новых сотрудников не хотел никто. Наоборот, своих куда-бы деть.
Признаться, искал работу я спустя рукава. Вяло набросал резюме на hh и принялся ждать пока кто-то позвонит. Как-то так:
"Алло! Да, это я. Живу на Сходненской. Нет, на юг Москвы не поеду. До свидания."
Все потому, что меня всегда всегда тяготила работа "на дядю". Все эти отчеты, планерки, глупые внутриофисные интриги, брр..
Знаете, бывают такие конторы, где коллектив в целом озабочен не качеством продукта/услуги; не показателями; не выручкой, а единственно борьбой за внимание начальства. Надо успеть первым доложить, настучать, пожаловаться.
Однажды я заметил, что "ем глазами" начальство. Натурально, во время разговора выпятил грудь и натянул на лицо глупое выражение. Если когда-нибудь заметите за собой такое - знайте, со стороны это выглядит жалко.
В общем, я давно подумывал забить на дядю и начать что-то свое. Что именно - понятно - транспортные услуги, так как ничего больше я не умел. Правда недавно один товарищ предложил скинуться на франшизу wildberries, но это уже совсем другая история.
Бизнес-план
В общем, плана у меня особого не было. По-хорошему же , прежде чем начинать любое дело, нужно сесть и тупо посчитать все возможные доходы и расходы. Включая канцтовары. Отличную книжку прочитал я когда-то, где про составление бизнес-плана пишет Дмитрий Потапенко, "Честная книга о том, как делать бизнес в России".
Потребует ли это больших расходов?
Мой будущий бизнес по сути представлял собой посреднические услуги с оплатой комиссионных, так что я понимал, что больших расходов не потребуется. Ниже мы перечислим основные статьи, обычно требующие вложений.
Офис. Нужен или нет?
Сейчас, в разгар коронавируса, ответ однозначный - нет. Весь планктон сидит по домам. Значит и мы будем делать вид, что сидим на удаленке, а так-то конечно у нас есть прекрасный просторный офис в москва-сити. Кстати, относительно недорого, там действительно можно арендовать на день или на пару часов коворкинг. У меня есть контакты, кому интересно, дам.
Вообще же мне кажется, что и после короны, люди будут более нормально относится к удаленным сотрудникам, и многие компании откажутся от офисов и перейдут на удаленный режим.
Оргтехника
Из оргтехники у меня в квартире комп, на даче - ноут. Ну и принтер 3 в 1. Вот и все.
Регистрация юрлица. ООО или ИП? Упрощенка или НДС?
Сейчас можно регистрировать свою организацию через сайт госуслуг. Пошлина за ООО, кажется, 4000 рублей.
ООО брать или ИП для меня вопрос простой - так как, заниматься я буду по сути перепродажей услуг, то мне подходит система налогообложения:
"доходы минус расходы", а значит ООО (хотя и ип может выбрать такую систему, но второй довод про ответственность - решает). Опять же, Общество с ограниченной ответственностью рискует в случае чего лишь своим уставным капиталом, а ИПшник - всем личным имуществом. Второй вопрос: Упрощенка или НДС (общая система налогообложения) тоже для меня прост: я планирую заниматься международными грузоперевозками, а этот вид деятельности проходит по нулевой ставке НДС. Так что моим будущим клиентам без разницы, что их экспедитор - упрощенец. И так как бухгалтерию я планирую еще долго вести самостоятельно, не привлекая аутсорсеров и тем более живых людей, то отчетность на ОСНО - последнее, что мне сейчас нужно.
P.S. ИП я впрочем, тоже открыл. Для извлечения наличных. Об этом пожалуй, стоить сделать отдельную статью.
Как вести отчетность и платить налоги?
Сегодня есть прекрасные сервисы - убийцы бухгалтеров (думаю что лет через 10 не останется ни одного бухгалтера в мире). Эти сервисы позволяют выставлять счета; делать акты и накладные; напоминают о предстоящих отчетах , а главное - составляют эти отчеты и сдают в налоговую. Проанализировав рынок, я нашел несколько лидеров и остановился на сервисе "Мое Дело". Вот как это выглядит:
Потенциальные клиенты. База. Начальные якоря
Первым делом я обзвонил всех своих знакомых, так или иначе связанных с грузоперевозками. В этом деле часто твоими клиентами являются такие же экспедиторы как ты. Это только вопрос цены. Сегодня ты умудрился купить дешевле и продать чуть дороже, а завтра твой сегодняшний клиент сам продаст тебе что-нибудь. Я подумал, что при минимальной наценке (или вообще без нее), я наверняка смогу подтянуть кого-то из экспедосов для того чтобы хоть как-то начать возить.
Также у меня имелась база потенциальных клиентов - всех кто когда либо обращался за услугами ко мне, где бы я ни работал. База была холодная и старая и неизвестно, что из нее можно было вытянуть.
В старой базе было около 3000 контактов. Я проработал 100 первых и получил 10 запросов на расчет ставки. Из 10 расчетов выстрелил один. Позвонил мужик и с кавказским акцентом пригласил меня к ним в офис на подписание договора и на-познакомиться. К ним, потому что я-то на удаленке)). В общем, кавказцы оказались нормальные, торгуют лесом. Правда, возить его надо внутри страны(а я как бы международник), но мне все равно.
Из коллег-экспедиторов пришел на помощь товарищ-Руслан, он пообещал 2-3 перевозки в месяц из Китая и пока что это обещание сдерживает. Таким образом, в первый месяц я заимел 2 клиентов. Но база-то только только начата - наверняка из нее еще кого-нибудь можно вытянуть.
Сколько можно заработать?
Работая на дядю, я получал по-разному. На последнем месте работы мне платили 90т.р. +3% от маржи.
Надо сказать, что логистический бизнес (а может и частный бизнес вообще) переживает не лучшие времена. Для сравнения, в 2011, работая в транспортной компании в продажах, я имел в среднем оклад+% =200т.р. А доллар тогда был по 30. Эх..
Итак, за первый месяц своего покорения мира я заработал (не получил, а заработал) 40 тысяч рублей. За второй - 70. Третий месяц - идет сейчас)))
Коллеги (ну или будущие коллеги), статья получается немного длиннее чем я планировал. Большое спасибо, если Вы прочитали до конца.
В следующем выпуске я подробно расскажу о собственно схеме работы транспортно-экспедиторской компании. Также поговорим, о следующих вещах: "Открытие расчетного счета. Выбираем банк и тарифный план."; Сайт компании за один день! Продвижение. Контекстная реклама или SEO?"