Найти в Дзене

Крепость в Германии, откуда бежал М. Ломоносов от солдатчины.

"Прусский офицер, назвав его храбрым солдатом, дал ему между тем знать, что, конечно, сыщет он счастие, начав служить в прусском войске. Подчиненные сего офицера именовали его братом… "Как? — отвечал Ломоносов, — я ваш брат? Я россиянин, следовательно, вам не родня". — "Как? — отвечал ему прусский урядник, — разве ты не совсем выспался и забыл, что вчерась при всех нас вступил в королевскую прусскую службу; бил с г. поручиком по рукам; взял деньги; пил с нами круговую рюмку за свое и полку нашего здравие и братался с нами. Не унывай только и не думай ни о чем, тебе у нас полюбится, детина ты доброй и годишься на лошадь". При прусском "солдатском короле" Фридрихе Вильгельме I и после его смерти процветала охота на рослых мужчин. Ломоносова заманили хитростью, а случалось, что великанов (даже и иностранцев) захватывали силой. Другого способа, чтобы в маленькой Пруссии создать мощную боеспособную армию, способную громить таких гигантов, как Австрия и Россия, видимо, не
из сетей
из сетей

"Прусский офицер, назвав его храбрым солдатом, дал ему между тем знать, что, конечно, сыщет он счастие, начав служить в прусском войске. Подчиненные сего офицера именовали его братом… "Как? — отвечал Ломоносов, — я ваш брат? Я россиянин, следовательно, вам не родня". — "Как? — отвечал ему прусский урядник, — разве ты не совсем выспался и забыл, что вчерась при всех нас вступил в королевскую прусскую службу; бил с г. поручиком по рукам; взял деньги; пил с нами круговую рюмку за свое и полку нашего здравие и братался с нами. Не унывай только и не думай ни о чем, тебе у нас полюбится, детина ты доброй и годишься на лошадь".

При прусском "солдатском короле" Фридрихе Вильгельме I и после его смерти процветала охота на рослых мужчин. Ломоносова заманили хитростью, а случалось, что великанов (даже и иностранцев) захватывали силой. Другого способа, чтобы в маленькой Пруссии создать мощную боеспособную армию, способную громить таких гигантов, как Австрия и Россия, видимо, не было.

Неизвестно. сколько времени Михайло прослужил в крепости Везель. Ломоносов притворился довольным солдатской лямкой и обманул бдительность своих стражей. Как-то на рассвете, с большим трудом преодолев многочисленные крепостные заграждения, которые пруссаки возводили на совесть, Ломоносов со всех сил "бежал целую немецкую милю. Стало меж тем рассветать. Услышал пушечный выстрел из крепости, обычный знак погони за сбежавшим рекрутом. Овладевший им страх удвоил его силы… Непрестанно оглядываясь, увидел вдали скачущего за собою человека во весь опор, но успел между тем перебежать за Вестфальскую границу…"