Найти в Дзене
РЭШ

Фактор этнического разнообразия во внешней торговле: тормоз или драйвер?

Максим Чупилкин (выпускник Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ 2020 г.)

Сегодня большинство исследований этнического разнообразия сосредоточены на экономике и политике внутри страны. Тем не менее, этот фактор влияет и на международную экономику, в частности, на внешнюю торговлю.

Высокие уровни международной торговли зависят от объема формальных и неформальных барьеров, инфраструктуры, соответствующего законодательства и договоренностей местных производителей (или покупателей) с иностранными партнерами. Присутствие нескольких этнических групп может как увеличить потенциальную торговлю благодаря этнолингвистическим связям с другими странами, так и уменьшить ее, затрудняя выработку внешнеторговой политики, которая устраивает всех участников. Подобно другим областям с активным присутствием государства и перераспределительным конфликтом, внешнеторговая политика открывает пространство для политического сектантства, а также активное подавление возможностей отдельных групп. Опыт показывает, что негативный эффект от этого на всю внешнюю торговлю может быть связан с большим количеством мер, начиная с манипуляций валютным курсом и запрета на импорт или экспорт конкретных товаров и заканчивая избыточными таможенными пошлинами.

Однако предоставление равного доступа к исполнительной власти всем этническим группам само по себе не обеспечивает развитие внешней торговли. Дискриминационная политика в отношении отдельных групп часто является результатом отсутствия уверенности у правящей элиты в своей безопасности или чрезмерной конкуренции между различными организациями, вовлеченными во власть. Когда у правящей группы есть стимулы причинять вред другим группам посредством дискриминации, этническое разнообразие оказывает негативный эффект как на импорт, так и на экспорт.

Долгосрочное национальное развитие с большей вероятностью будет обеспечено доминирующей группой, которая чувствует себя в безопасности у власти. В итоге, из-за необходимости централизованной и последовательной долгосрочной политики объем внешней торговли оказывается выше в ранжированных этнических системах, в которых у правящей группы нет угрозы потерять власть, и ниже в режимах, где власть делят несколько групп.

Основной результат исследования состоит в том, что число дискриминированных и отстраненных от власти групп отрицательно коррелирует как с импортом, так и с экспортом на статистически значимом уровне. Кроме того, внешняя торговля положительно коррелирует с ранжированными этническими системами и отрицательно – с режимами, в которых власть делят несколько групп. Важно отметить, что влияние на внешнюю торговлю является дополнительным к влиянию на экономическое развитие, поэтому этническая политика оказывает более сильный негативный эффект на торговлю, чем на экономический рост. Основной причиной этого является то, что внешняя торговля менее естественна, чем обычная экономическая деятельность, требует больше общественных действий.

Исследование показывает значительную неоднородность эффекта на разных континентах. Наибольшее влияние этническая политика имеет в Азии, где внешняя торговля подвержена большому количеству ограничительных эффектов – от дискриминации и сепаратизма до негативных последствий режимов с разделением власти между несколькими группами. Даже при том, что в Африке и Европе также есть существенные эффекты, они являются менее значимыми. Это указывает на то, что высокий уровень развития этнической политики может быть характерной чертой государств в середине их развития, когда «торговый пирог» уже достаточно велик, чтобы спровоцировать конкуренцию, и существуют политические институты для этнической мобилизации, однако страна еще не настолько централизованная, чтобы иметь единую внешнюю политику, которая не подвержена фракционной политике. А для предотвращения дискриминации и политического сектантства во внешнеторговую политику и торговые соглашения должны включаться соответствующие конкретные положения.

Наконец, данная работа также подчеркивает пробел в исследованиях в области связи торговли и демократии, поскольку этническая политическая конкуренция включена в индексы демократии как демократическая и, следовательно, смещает результаты вниз. Хотя эффект демократии не оказывает значимого эффекта в данных, после вычитания периодов этнической конкуренции из периодов демократии эффект демократии становится более точным и значимым.