Найти тему
Маркировка в России

Перенос маркировки в молочке. Мифы или реальность?

Оглавление

Маркировку в фарме "переносили" шесть раз. Никто не верил, что маркировку запустят таки в боевой контур 1 июля 2020 года. Тем не менее, дедлайны Регулятора никто не отменял. До 2024 года абсолютно все товары народного потребления будут промаркированы.

Если бы готовых решений на рынке не существовало, возможно, маркировку молочки и перенесли бы на значительный срок. Но решения есть, ЦРПТ в этом убедился и совместно с порталом Агро-бизнес стартовал обзор готовых решений.

Эксперимент по маркировке молочной продукции в России стартовал в 2019 году и проводится по настоящее время. Сейчас уже накоплен определенный опыт в этой области, отработаны важнейшие бизнес-процессы, созданы необходимые технологические решения. Об одном из них рассказывает Курмет Исмаилов, менеджер продукта компании Original Group (инвестиционно-технологический холдинг, осуществляющий финансирование, разработку, вывод на рынок и развитие высокотехнологичных продуктов и сервисов), занимающейся разработкой обеспечения процесса маркировки.

– Как давно вы начали работу с оператором по маркировке молока?

– Если говорить именно об этой части нашей работы, то мы начали сотрудничать с оператором проекта - Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) — на начальном этапе. Созданием технологического решения по маркировке молочной продукции компания занялась в январе этого года, соглашение о сотрудничестве было достигнуто в феврале, и уже в марте мы обсуждали первые пилотные проекты с производителями. В настоящее время мы также активно готовим аппаратные решения для типографий, которые будут выпускать маркировку.

Впрочем, наш общий опыт работы в области маркировки значительно более обширен. В портфеле компании много реализованных и текущих проектов в таких отраслях, как фармацевтика, агрохимия, парфюмерия, шинная продукция.

– Почему возникла необходимость в разработке таких решений?

– В процессе работы над маркировкой лекарственных средств мы поняли, что за рубежом создано немало аппаратных и программных решений для обеспечения процесса маркировки. Однако выяснилось, что все они не складываются в единую экосистему, поскольку у зарубежных производителей просто нет программного обеспечения, созданного с учетом реалий российского рынка. Если же они пытаются создать подобные решения, то сталкиваются с нехваткой ресурсов в российских филиалах или представительствах. К сожалению, далеко не все иностранные компании разрабатывают софт с открытым интерфейсом. Именно поэтому потребовалось создать аппаратное и программное обеспечение, которое будет функционировать на предприятии как единая экосистема и учитывать специфику работы в нашей стране.

– В чем заключаются ваши технологические решения?

Наш продукт состоит из двух частей: собственно оборудование и программное обеспечение для него. И если аппаратная часть уже давно используется в России, то софт до внедрения обязательной маркировки в стране не был широко распространен. Мы говорим о программах, которые позволяют отследить полный цикл жизни продукта на всем пути товаропроводящей цепочки, от сырья до выбытия на кассе – «от коровы до прилавка». В этом плане наше программное обеспечение является уникальным: оно позволяет создать единую экосистему, все элементы которой находятся в тесном взаимодействии между собой и с системой «Честный ЗНАК».

Особенность этого модульного решения заключается в его высокой гибкости. Открытый интерфейс позволяет взаимодействовать с любым оборудованием российских или иностранных производителей и с любыми информационными системами, установленными на предприятии. Так, если производитель хочет интегрировать предлагаемое решение с 1С или с любой другой ERP-системой, у него есть такая возможность – помимо набора стандартных коннекторов к ERP-системам, у нас есть постоянно дорабатываемый API, позволяющий интегрироваться с любыми системами. Здесь необходимо отметить, что некоторые производители (особенно небольшие) склоняются к тому, чтобы установить модуль обмена с государственными информационными системами прямо как расширение к используемой ERP-системе, однако, это не очень эффективный подход. Установленные на большинстве предприятий ERP-системы в большей мере отвечают за обеспечение бизнес-процессов, взаимодействие с контрагентами, но необходимость обработки большого количества производственной информации, хранения данных по каждой индивидуальной упаковке произведенных товаров, хранение статусов и истории действий с каждой из упаковок делает ERP-систему «неповоротливой» и перегруженной. Производители в фармотрасли прошли по аналогичному пути и пришли к необходимости выделения этого функционала в отдельную систему – решение класса Track&Trace, позволяющее контролировать статусную модель каждой единицы, отслеживать целостность данных (в какой момент и какой пользователь изъял ее на контроль, поменял упаковку, отгрузил и т. д.). Все эти действия автоматически отправляются в «Честный ЗНАК».

Наконец, еще один важный момент. Законодательство в области маркировки постоянно дополняется и совершенствуется. Как крупный вендор, мы имеем возможность оперативно отслеживать эти процессы, вносить корректировки в работу системы и внедрять их у наших пользователей.

– В чем преимущества подобного подхода?

– Во-первых, значительно упрощаются складские и логистические операции. Сложно отрицать, что маркировка делает более эффективными эти операции, обеспечивая их прозрачность и динамичность. Во-вторых, система позволяет повышать продажи, предоставляя маркетинговые данные по товародвижению в самых разных направлениях. Но, самое главное, наше решение, взаимодействуя с государственными информационными системами, дает возможность минимизировать количество нелегальной и контрафактной продукции на рынке, защитить потребителя. Собственно, именно эту стратегическую цель и преследует введение обязательной маркировки.

– Что вы можете сказать относительно стоимости предложения по сравнению с импортными аналогами?

– Говорить о том, как именно сложится ситуация в молочной отрасли, пока рано. Пока еще идет эксперимент, и накоплено недостаточно конкретных данных для сравнения. Но, если судить по маркировке лекарственных средств, которая уже введена как обязательная по всей стране, то стоимость аналогичных решений иностранных производителей может быть в 3-4 раза выше, если говорить о программном обеспечении. Очевидно, что экономическая рентабельность налицо.

Тэги: маркировка продукции, Центр развития перспективных технологий, молочное животноводство