Коронавирус разделил людей на два лагеря: одни отрицают существующую угрозу и пренебрегают профилактическими мерами, другие, напротив, слишком рьяно относятся к ношению масок и враждебно реагируют на тех, кто этого не делает. Болезнь перестала быть личным делом. Диктует ли коронавирус новую этику в обществе, рассуждает социолог Симон Кордонский.
Симон Кордонский – российский научный и общественный деятель. Кандидат философских наук. Председатель экспертного совета Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», профессор НИУ ВШЭ.
Мифология вокруг вирусов
По мнению обывателей, вирусы представляют собой микроскопические сущности, которые постоянно пытаются навредить человеку. То есть, вирусы – это современная форма средневекового понятия «черти», поясняет социолог. Вокруг вирусов уже сформирована мифология, напоминающая ту, где черти играли значительную роль. Даже электронно-микроскопическим образам вирусов придаются признаки, характерные для изображений чертей. И все так называемые необходимые меры защиты от них сегодня сводятся к изоляции заболевших, защите от аэрозолей, с которыми распространяется вирус, лечению больных, а также дополнительным действиям, кажущимся излишними, вроде мытья улиц и различных поверхностей.
Говоря об изменениях, которые принес в нашу жизнь коронавирус, Симон Кордонский отмечает возрождение (становление) еще одной ветви власти – санитарной. В ходе борьбы с ковидом службы, контролирующие санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, фактически получили право вмешиваться в личные отношения людей, ограничивать их в отправлении естественных потребностей и применять «меры социальной защиты» в случае нарушения ситуативных норм. Это право, по мнению социолога, в итоге может стать юридической нормой.
Насколько вообще уместен термин «этика коронавируса»?
Нынешняя пандемия далеко не первая и не последняя, отмечает Симон Кордонский. Но сам он ничего не слышал об этике чумы или гриппа-испанки. Люди по-разному реагируют на угрозы своему здоровью и благополучию. Религиозные люди воспринимают болезни как кару божью и истово молятся, богатые думают, что можно откупиться, кто-то надеется найти успокоение на дне бокала, приверженцы современной медицины ждут волшебную таблетку, а верящие в гомеопатию видят спасение в своих лекарствах. По мнению профессора, нет оснований считать, что реакции на угрозы специфичны для каких-либо социальных групп. Скорее, наоборот, именно в соответствии с этими реакциями формируются специфичные для эпидемии социальные группы, в которых представлены богатые и бедные, молодые и пожилые, мнительные и ковид-диссиденты.
Авторы: Ася Свешникова, Алина Соболевская