Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

УЖАС ЛЕТЯЩИЙ В НОЧИ

Оглавление

Александр Жибров

Чуть не взлетели с тормозами

Лето. Август. Жара… Интенсивные полеты (в неделю, как правило, 3 – 4 смены, да еще постоянно в составе пары или звена. Вот и в этот раз в самый солнцепек вырулили звеном (4 самолета), собираемся «идти» на полигон. Взлет парами, интервал между парами – 1 минута. Со мной штурманом летит относительно молодой «старлей» с нормальным опытом в штурманских делах, да и мы с ним в кабине «не первый раз». Все нормально, все по плану.

Запросил у РП – «Парой на полосу», встал с левого края ВПП, ведомый – доложил : - «Готов!». Вторая пара – на рулежке, с «низкого старта» готова тоже!

На полосе «отчитали» карту, все проверили и… пришлось ждать немного.

По какой –то причине (кажется, борт проходил над «точкой» на высоте 600 метров к «первому» развороту) образовалась пауза и пришлось выждать минуту – другую. Потом докладываю:

- 321, взлет парой!

- 321-й,взлет парой разрешаю!

Вывожу обороты… «Максимал» … «Форсаж!!!» и, отпуская тормоза, не понимаю, что происходит? САМОЛЕТ НЕ ЕДЕТ???

Прошла пара секунд… стоим! Точнее, движение было, но расстояние можно было измерить в … «сантиметрах».

Выключаю Форсаж, зажал тормоза.

- 321 – й, Взлет прекратил!

Ведомый и вторая пара аналогично, чуть «дернувшись» - прибрали обороты…

Быстро посмотрел давление в тормозах (нормально!), взгляд по кабине – ВСЕ В ИСХОДНОМ! Не могу понять причину, а то, что потом увидел – в жизни не делал.

Ну, думаю, хрень какая-то, бывает! Снова запрашиваю:

- 321, взлет парой!

РП (п/к Рассоха), за скоротечностью, наверно, еще и понял, в чем «сыр-бор» и спокойно говорит:

- 321-й, взлет парой разрешаю!

Максимал, форсаж!!! И… ОПЯТЬ ТПРУ-У-У - !!! СТОИМ, точнее «проползли» по бетону метра два. Машинально вырвалось:

- Ну, не ...АТЬ!!!

Обороты – Малый газ, тормоза…

Одно только могло держать самолет на полосе – СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!

-2

Перевел взгляд под правую руку – точно! Стояночный тормоз – ВКЛЮЧЕН!!!

Смотрю на Олега (штурман)… Тот глаза по чайному блюдцу – молчит, только моргает!

Выключил тормоз со злостью и по СПУ, «ласково», так говорю:

- Ну, не ...АТЬ, Олежек!!!

Постучал кулаком по ЗШ…

Вторая попытка «взлететь» была явно замечена Рассохой и тут же в эфире услышал:

- 321-й, причина?

- 321-й! Все нормально, разрешите взлет парой!

Вот когда проявилось известное всем спокойствие Рассохи и доверие к экипажу:

- 321-й, взлет парой разрешаю!

Взлетели нормально, собрались звеном, отбомбились, распустились, сели….

-3

В полете «разбора» не было со штурманом, что бы магнитофон не писал…

У самолета, пока остальные борты звена рулили, спрашиваю:

- Тебя кто учил ставить стояночный тормоз на полосе и тем более не говорить летчику? У меня даже мысли не было, что он включен!

- Владимирович, я с дедушкой постоянно его включаю – выключаю, а тут на полосе пауза, так я решил помочь, что бы Вы тормоза не держали, а выключить, бляха муха, забыл…

Ну, что ему было сказать? Ладно, разобрались… Прочитал ему «лекцию о плохом взаимодействии в экипаже» и к чему это могло привести. Главное, совсем недавно только говорили о случаях взлета с включенным стояночным тормозом и последствиях. Хорошо, что не задержался с уборкой оборотов и не сорвался тормоз, иначе… садились бы без резины.

Подходят летчики с немым вопросом – А что ЭТО было?

Объяснил – смеялись долго!

А причина простая. Олег долго летал с «дедушкой русской авиации» и при любом случае на рулении штурман таким образом «снимал нагрузку» с летчика.

Кстати, я и сам в тот момент «дал маху». ВСЕГДА, читая карту контрольных докладов, смотрел на положение рукоятки стояночного тормоза, а тут… первый раз не посмотрел и вот получите!

Ну, что ж… на ошибках учатся!

Дедушка русской авиации

В каждом полку есть определенная категория летчиков (штурманов) к которой все относятся с большим уважением. Обычно это командир звена, иногда заместитель командира АЭ. Возраст – под 45, прекрасный летчик, добрый, отзывчивый, опыта летного и житейского – пруд пруди! Новую должность не дадут и понятно, что с этой должности надо уходить на пенсию. Обычно, прекрасные инструктора, да и если какое – нибудь учение – они всегда впереди!

В «старом» полку было таких двое: Приходько и Забураев. Пилоты – супер! Оба майоры. Забураев – однокашник знаменитого Пугачева, вместе учились и порой слушали «рассказы» про их полеты в далекой молодости.

С Приходько (имя , честно, забыл, но отчество – Георгиевич, по-другому мы к нему и не обращались) были в одной АЭ. В 1990 году все втроем: Приходько, Кумарев Валера (мой однокашник) и я – «возили» лейтенантов.

Один случай смешной вспомнил…

-4

Подошло время самостоятельных вылетов. Ну, и, как положено, командир звена отправляется на СКП смотреть и, если необходимо, «подсказать» что-то на посадке. Кто-то из моих начал запускать, я сел в автобус и приезжаю на СКП. Помощником РП там обитает Георгиевич. Только поднялся и сразу бросилось в глаза, что на нем новая демисезонная куртка (первый раз одел!!!), комбез и даже ботинки!

- Ну, ты приоделся!!! Прям хоть на строевой смотр, даже « нафталином со склада» пахнешь!

- Ты, не поверишь, Саша! Вчера все получил вечером, вот и решил до полетов разок «облетать» на СКП!

Лейтенант взлетел, ждем его посадки. Полеты продолжаются, а Георгиевич» - «руководит». Внизу в СКП солдатик-связист занимается своими делами. Дверь в СКП – закрыта.

Мой подопечный «вышел» на посадочный курс, снижается…

А в это время по РД за полосой медленно и как-то неуверенно «рулит» ТЗ-22 (топливозаправщик), подъезжает к ВПП и по всей видимости, хочет пересечь ее.

Светофоры с той стороны не работают, да и как он там оказался не понятно? В бинокль посмотрели – водитель один в кабине. Георгиевич засуетился, понимая, что ждать от него можно все что угодно!

Самолет - приближается, ТЗ – тоже у ВПП, замер… И тут самое смешное!

- Дай мне ракетницу, я ему сейчас стрельну, что бы он стоял на месте!

- Нет, я сам!!!

Берет ракетницу, вставил красную ракету и вместо того, чтобы открыть форточку в СКП и шарахнуть в сторону ТЗ – ПРОИЗВОДИТ ВЫСТРЕЛ НЕ ОТКРЫВ ФОРТОЧКИ!!! Я не успел даже полслова сказать, да и в мыслях не было, что он нажмет курок!!!

Ну, кто был на СКП хоть раз - поймет ситуацию… Я успел только от грохота закрыть глаза и «попрощаться»…

Красная ракета, по счастью», ударяясь о стекла СКП успела раза три промчаться между нами, впереди нас и сзади и, изменив траекторию, «умчалась» вниз к солдатику! Послышался РЕВ БОЙЦА и, через пару – тройку секунд, ракета успокоившись, но продолжая гореть, забилась в угол …

Это было что-то!!!! Открыл глаза – дым такой, что невозможно дышать. Первая мысль – ну, кто-то точно должен без глаз остаться! Солдат, успев открыть входную дверь пинком ноги, просто вывалился из СКП, а вместе с ним и столб дыма и гари!!!

Какой там лейтенант на посадке??? Мы даже не смотрели в ту сторону! Кстати, борт сел нормально, выпустил парашюты и был уже в конце ВПП.

Выбрались из СКП, осмотрелись. Живы – здоровы. На мне – ничего, ни зацепило! Брови, ресницы опаленные – не в счет! У троих их почти не было…

Солдатик тоже – нормально, отделался испугом. И тут раздается голос Георгиевича:

- Ну, не ...!!!

- Что? Глаза???

- Да, лучше бы глаза!!! Куртка сгорела!!!

Cмотрю – нормальная куртка, целая! Сквозных дырок нет, только в районе локтя небольшая подпалина желтого цвета.

Ох, как «дедушка» расстраивался из-за куртки…

- Ну, чего я старую куртку не одел, старый дурак? Ведь как не хотел ее одевать??? Нет, решил в новой сходить!!!

Пошел на стоянку, слетал полет и на высотку. Там уже народ «интересуется», что мол за «пожар» на СКП?

Рассказал. Народ ржал…

Может хватит мастерство показывать?

Выполняю контрольный полет ночью. Инструктор – инспектор с дивизии, а если точнее, наш бывший командир 2 АЭ, Касьянов. Отлетали в зоне, заходим на посадку. Все тихо, спокойно. Касьянов весь полет промолчал, только в зоне взял управление, минут пять покрутил виражи и дальше сидит спокойно. Прошли «дальний», «ближний».

-5

-6

Выравниванию и касаемся мягко полосы. Задержал ручку. Нос самолета плавно, буквально по сантиметрам, начал опускаться. Вдруг чувствую, ручка управления стала «тяжелой» и застыла на месте.

Мало того, плавно стала уходить на меня. Нос самолета замер и, понемногу, стал идти вверх! Ослабил усилие на ручке, сижу и думаю – «дивизия» решила мастерство показать, «нос» подержать как днем! Ну, ладно, держи сколько хочешь, а сам вперед смотрю за направлением пробега. Парашют на «выпуск», бежим, а ручка все идет и идет на себя. Взгляд случайно (на долю секунды!) «проскользил» по НПП и увидел, как планка положения «глиссады» подходит к верней границе. Взялся за ручку и понял, что это «автомат» включился на посадке! И в этот миг по СПУ раздается недовольный голос:

- Может хватит мастерство показывать!? Конец полосы скоро!

Отключаю кнопкой САУ - «автомат». Ручка управления сразу «обмякла», стала свободной. Опустил переднее колесо, притормозил. Освобождаю полосу.

- Ты что и ночью как днем летаешь?

-Да вообще – то я думал это Вы управление взяли?

Пока рулили по РД, разобрались – включился «автомат». На пульте управления он не выключил САУ. Но вопрос остался – почему он (автомат) включился? Касьянов за «ручку» не держался, а мне, чтобы включить на РУС, надо специально умудриться…а на «выравнивание» это не возможно.

Cерега Булимов – наш Кашпировский…

Сережа Булимов – старший летчик АЭ. Возраст – младше моего будет, лет на 5. Нормальный, но с «небольшими странностями», точнее «увлечениями», на которые мы смотрели с улыбкой, а он всерьез. Еще один «штрих» к его полетам – довольно частенько с ним случались разные… даже не знаю как сказать?, вообщем «непонятки», которые выливались в «предпосылки». Не всегда это была его вина, но в общей суматохе ребята говорили:

- О! Опять Серега отметился!

Но я о другом, все мы попадали в разные переделки и Серега – не чаще других.

А «увлечение» или точнее «хобби» было по тем временам самое «интересное», ну как Кашпировский в Бобровичах. Много читал литературы и кое-чем с нами делился, правда «благодарных» слушателей находил редко. Если кто и начинал его слушать, то минут через 5 звучало:

- Так, Серега, не морочь голову!

Сидим в классе – предварительная подготовка. Метео дает на полеты плохую погоду, а нам надо ПМУ. В перерыве вышли на улицу – небо затягивает облачность и понимаем, что завтра будет совсем не то, что нам надо. Разговоры все про погоду.

Серега выдает:

- Что, надо ПМУ? Я вам сейчас все облака раздую! Завтра будет ПМУ!

Начинает минут 5 водить руками по небу, короче, начался «разгон облаков»

- Вот увидите, завтра – ПМУ!

Что там было на завтра я сейчас и не вспомню, но ПМУ точно не было. Улыбнулись и забыли!

Но, как-то опять в классе, сидим – готовимся. Зима. Чувствую себя простывшим и говорю:

- Видимо придется завтра «сдаться» доктору. Кажется грипп начинается…

Серега услышал и говорит:

- Я щас вылечу! Пять минут.

Сел на стул в проходе, Серега встал за спиной:

- Глаза закрой, ни о чем не думай…

Стоит и начинает «колдовать» - руками разводить у головы.

Через пару минут спрашивает:

- Тепло чувствуешь?

- Нет, чувствую, что руками машешь!

Еще через минуту надоело и «сеанс» прекратился.

- Все, завтра будешь здоров! 100%!

На следующий день врач отстранил от полетов и три дня отлеживался дома.

Но самое смешное было через неделю. Ситуация аналогичная, только в роли «заболевшего» мой штурман – Андрей Алейников. Снова Серега предложил свои «услуги». Андрей с радостью сел на стул, а народ в классе «ржет».

Но каково было наше удивление, когда минуты через три Андрюха начал потихоньку «сползать» со стула!!! Потери сознания, конечно, не было, но «заплохело» точно!

Немного «перепугались», но Андрюха «пришел в себя». Про насморк уже разговора не было. После этого случая желающих «выздороветь» уже, кажется, не было. Вот так: хочешь верь – хочешь не верь!

Уже спустя годы с кем-то вспоминали и Серегу. Крайнее, что было известно – живет в Москве, «держит контору» по своему «хобби – руками разводит»…

Ночной кошмар «Бэкфайеров»

Летом над точкой прошла пара Ту-22М-3. Распустились, сели. Грохоту много, чувствуется моща!!!

На автобусе сделали «крюк», самолеты стояли на новой ЦЗТ, посмотрели. Что там говорить? Издалека самолет «похож» на Су-24, но чем ближе подъезжаешь – хочется снять шляпу! Самолеты были закрыты и на том наша экскурсия закончилась.

Вечером в сумерках послышался ГРОХОТ! Начали запускать…

-7

Я жил в 142 доме, самый ближний к ВПП, а взлетали «Тушки» с «основным» стартом - с интервалом минуты три. Перед полосой, на «предварительном старте» начали «прогревать двигатели» и вот тут началось!

На стене висит ковер – начал шевелиться – пришлось удерживать руками (угловая стена в доме, кажется начала шевелиться!) всей семьей.

Собака, прижав купированный хвост, моментально скрылась под кроватью и весь вечер ее не было видно…

Грохот стоял такой, что, честно!, думал дом развалится. А потом начался взлет. Режим «максимал» – дом зашатался, «Форсаж!» и …

-8

Взлет второго борта я думал «не переживу». С тоской смотрел на крепления ковра и был на 100% уверен, что на ночь глядя придется перевешивать ковер!

-9

На следующий день в классе было только и разговоров про взлет «тушек»…

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен