Александр Жибров
Чуть не взлетели с тормозами
Лето. Август. Жара… Интенсивные полеты (в неделю, как правило, 3 – 4 смены, да еще постоянно в составе пары или звена. Вот и в этот раз в самый солнцепек вырулили звеном (4 самолета), собираемся «идти» на полигон. Взлет парами, интервал между парами – 1 минута. Со мной штурманом летит относительно молодой «старлей» с нормальным опытом в штурманских делах, да и мы с ним в кабине «не первый раз». Все нормально, все по плану.
Запросил у РП – «Парой на полосу», встал с левого края ВПП, ведомый – доложил : - «Готов!». Вторая пара – на рулежке, с «низкого старта» готова тоже!
На полосе «отчитали» карту, все проверили и… пришлось ждать немного.
По какой –то причине (кажется, борт проходил над «точкой» на высоте 600 метров к «первому» развороту) образовалась пауза и пришлось выждать минуту – другую. Потом докладываю:
- 321, взлет парой!
- 321-й,взлет парой разрешаю!
Вывожу обороты… «Максимал» … «Форсаж!!!» и, отпуская тормоза, не понимаю, что происходит? САМОЛЕТ НЕ ЕДЕТ???
Прошла пара секунд… стоим! Точнее, движение было, но расстояние можно было измерить в … «сантиметрах».
Выключаю Форсаж, зажал тормоза.
- 321 – й, Взлет прекратил!
Ведомый и вторая пара аналогично, чуть «дернувшись» - прибрали обороты…
Быстро посмотрел давление в тормозах (нормально!), взгляд по кабине – ВСЕ В ИСХОДНОМ! Не могу понять причину, а то, что потом увидел – в жизни не делал.
Ну, думаю, хрень какая-то, бывает! Снова запрашиваю:
- 321, взлет парой!
РП (п/к Рассоха), за скоротечностью, наверно, еще и понял, в чем «сыр-бор» и спокойно говорит:
- 321-й, взлет парой разрешаю!
Максимал, форсаж!!! И… ОПЯТЬ ТПРУ-У-У - !!! СТОИМ, точнее «проползли» по бетону метра два. Машинально вырвалось:
- Ну, не ...АТЬ!!!
Обороты – Малый газ, тормоза…
Одно только могло держать самолет на полосе – СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
Перевел взгляд под правую руку – точно! Стояночный тормоз – ВКЛЮЧЕН!!!
Смотрю на Олега (штурман)… Тот глаза по чайному блюдцу – молчит, только моргает!
Выключил тормоз со злостью и по СПУ, «ласково», так говорю:
- Ну, не ...АТЬ, Олежек!!!
Постучал кулаком по ЗШ…
Вторая попытка «взлететь» была явно замечена Рассохой и тут же в эфире услышал:
- 321-й, причина?
- 321-й! Все нормально, разрешите взлет парой!
Вот когда проявилось известное всем спокойствие Рассохи и доверие к экипажу:
- 321-й, взлет парой разрешаю!
Взлетели нормально, собрались звеном, отбомбились, распустились, сели….
В полете «разбора» не было со штурманом, что бы магнитофон не писал…
У самолета, пока остальные борты звена рулили, спрашиваю:
- Тебя кто учил ставить стояночный тормоз на полосе и тем более не говорить летчику? У меня даже мысли не было, что он включен!
- Владимирович, я с дедушкой постоянно его включаю – выключаю, а тут на полосе пауза, так я решил помочь, что бы Вы тормоза не держали, а выключить, бляха муха, забыл…
Ну, что ему было сказать? Ладно, разобрались… Прочитал ему «лекцию о плохом взаимодействии в экипаже» и к чему это могло привести. Главное, совсем недавно только говорили о случаях взлета с включенным стояночным тормозом и последствиях. Хорошо, что не задержался с уборкой оборотов и не сорвался тормоз, иначе… садились бы без резины.
Подходят летчики с немым вопросом – А что ЭТО было?
Объяснил – смеялись долго!
А причина простая. Олег долго летал с «дедушкой русской авиации» и при любом случае на рулении штурман таким образом «снимал нагрузку» с летчика.
Кстати, я и сам в тот момент «дал маху». ВСЕГДА, читая карту контрольных докладов, смотрел на положение рукоятки стояночного тормоза, а тут… первый раз не посмотрел и вот получите!
Ну, что ж… на ошибках учатся!
Дедушка русской авиации
В каждом полку есть определенная категория летчиков (штурманов) к которой все относятся с большим уважением. Обычно это командир звена, иногда заместитель командира АЭ. Возраст – под 45, прекрасный летчик, добрый, отзывчивый, опыта летного и житейского – пруд пруди! Новую должность не дадут и понятно, что с этой должности надо уходить на пенсию. Обычно, прекрасные инструктора, да и если какое – нибудь учение – они всегда впереди!
В «старом» полку было таких двое: Приходько и Забураев. Пилоты – супер! Оба майоры. Забураев – однокашник знаменитого Пугачева, вместе учились и порой слушали «рассказы» про их полеты в далекой молодости.
С Приходько (имя , честно, забыл, но отчество – Георгиевич, по-другому мы к нему и не обращались) были в одной АЭ. В 1990 году все втроем: Приходько, Кумарев Валера (мой однокашник) и я – «возили» лейтенантов.
Один случай смешной вспомнил…
Подошло время самостоятельных вылетов. Ну, и, как положено, командир звена отправляется на СКП смотреть и, если необходимо, «подсказать» что-то на посадке. Кто-то из моих начал запускать, я сел в автобус и приезжаю на СКП. Помощником РП там обитает Георгиевич. Только поднялся и сразу бросилось в глаза, что на нем новая демисезонная куртка (первый раз одел!!!), комбез и даже ботинки!
- Ну, ты приоделся!!! Прям хоть на строевой смотр, даже « нафталином со склада» пахнешь!
- Ты, не поверишь, Саша! Вчера все получил вечером, вот и решил до полетов разок «облетать» на СКП!
Лейтенант взлетел, ждем его посадки. Полеты продолжаются, а Георгиевич» - «руководит». Внизу в СКП солдатик-связист занимается своими делами. Дверь в СКП – закрыта.
Мой подопечный «вышел» на посадочный курс, снижается…
А в это время по РД за полосой медленно и как-то неуверенно «рулит» ТЗ-22 (топливозаправщик), подъезжает к ВПП и по всей видимости, хочет пересечь ее.
Светофоры с той стороны не работают, да и как он там оказался не понятно? В бинокль посмотрели – водитель один в кабине. Георгиевич засуетился, понимая, что ждать от него можно все что угодно!
Самолет - приближается, ТЗ – тоже у ВПП, замер… И тут самое смешное!
- Дай мне ракетницу, я ему сейчас стрельну, что бы он стоял на месте!
- Нет, я сам!!!
Берет ракетницу, вставил красную ракету и вместо того, чтобы открыть форточку в СКП и шарахнуть в сторону ТЗ – ПРОИЗВОДИТ ВЫСТРЕЛ НЕ ОТКРЫВ ФОРТОЧКИ!!! Я не успел даже полслова сказать, да и в мыслях не было, что он нажмет курок!!!
Ну, кто был на СКП хоть раз - поймет ситуацию… Я успел только от грохота закрыть глаза и «попрощаться»…
Красная ракета, по счастью», ударяясь о стекла СКП успела раза три промчаться между нами, впереди нас и сзади и, изменив траекторию, «умчалась» вниз к солдатику! Послышался РЕВ БОЙЦА и, через пару – тройку секунд, ракета успокоившись, но продолжая гореть, забилась в угол …
Это было что-то!!!! Открыл глаза – дым такой, что невозможно дышать. Первая мысль – ну, кто-то точно должен без глаз остаться! Солдат, успев открыть входную дверь пинком ноги, просто вывалился из СКП, а вместе с ним и столб дыма и гари!!!
Какой там лейтенант на посадке??? Мы даже не смотрели в ту сторону! Кстати, борт сел нормально, выпустил парашюты и был уже в конце ВПП.
Выбрались из СКП, осмотрелись. Живы – здоровы. На мне – ничего, ни зацепило! Брови, ресницы опаленные – не в счет! У троих их почти не было…
Солдатик тоже – нормально, отделался испугом. И тут раздается голос Георгиевича:
- Ну, не ...!!!
- Что? Глаза???
- Да, лучше бы глаза!!! Куртка сгорела!!!
Cмотрю – нормальная куртка, целая! Сквозных дырок нет, только в районе локтя небольшая подпалина желтого цвета.
Ох, как «дедушка» расстраивался из-за куртки…
- Ну, чего я старую куртку не одел, старый дурак? Ведь как не хотел ее одевать??? Нет, решил в новой сходить!!!
Пошел на стоянку, слетал полет и на высотку. Там уже народ «интересуется», что мол за «пожар» на СКП?
Рассказал. Народ ржал…
Может хватит мастерство показывать?
Выполняю контрольный полет ночью. Инструктор – инспектор с дивизии, а если точнее, наш бывший командир 2 АЭ, Касьянов. Отлетали в зоне, заходим на посадку. Все тихо, спокойно. Касьянов весь полет промолчал, только в зоне взял управление, минут пять покрутил виражи и дальше сидит спокойно. Прошли «дальний», «ближний».
Выравниванию и касаемся мягко полосы. Задержал ручку. Нос самолета плавно, буквально по сантиметрам, начал опускаться. Вдруг чувствую, ручка управления стала «тяжелой» и застыла на месте.
Мало того, плавно стала уходить на меня. Нос самолета замер и, понемногу, стал идти вверх! Ослабил усилие на ручке, сижу и думаю – «дивизия» решила мастерство показать, «нос» подержать как днем! Ну, ладно, держи сколько хочешь, а сам вперед смотрю за направлением пробега. Парашют на «выпуск», бежим, а ручка все идет и идет на себя. Взгляд случайно (на долю секунды!) «проскользил» по НПП и увидел, как планка положения «глиссады» подходит к верней границе. Взялся за ручку и понял, что это «автомат» включился на посадке! И в этот миг по СПУ раздается недовольный голос:
- Может хватит мастерство показывать!? Конец полосы скоро!
Отключаю кнопкой САУ - «автомат». Ручка управления сразу «обмякла», стала свободной. Опустил переднее колесо, притормозил. Освобождаю полосу.
- Ты что и ночью как днем летаешь?
-Да вообще – то я думал это Вы управление взяли?
Пока рулили по РД, разобрались – включился «автомат». На пульте управления он не выключил САУ. Но вопрос остался – почему он (автомат) включился? Касьянов за «ручку» не держался, а мне, чтобы включить на РУС, надо специально умудриться…а на «выравнивание» это не возможно.
Cерега Булимов – наш Кашпировский…
Сережа Булимов – старший летчик АЭ. Возраст – младше моего будет, лет на 5. Нормальный, но с «небольшими странностями», точнее «увлечениями», на которые мы смотрели с улыбкой, а он всерьез. Еще один «штрих» к его полетам – довольно частенько с ним случались разные… даже не знаю как сказать?, вообщем «непонятки», которые выливались в «предпосылки». Не всегда это была его вина, но в общей суматохе ребята говорили:
- О! Опять Серега отметился!
Но я о другом, все мы попадали в разные переделки и Серега – не чаще других.
А «увлечение» или точнее «хобби» было по тем временам самое «интересное», ну как Кашпировский в Бобровичах. Много читал литературы и кое-чем с нами делился, правда «благодарных» слушателей находил редко. Если кто и начинал его слушать, то минут через 5 звучало:
- Так, Серега, не морочь голову!
Сидим в классе – предварительная подготовка. Метео дает на полеты плохую погоду, а нам надо ПМУ. В перерыве вышли на улицу – небо затягивает облачность и понимаем, что завтра будет совсем не то, что нам надо. Разговоры все про погоду.
Серега выдает:
- Что, надо ПМУ? Я вам сейчас все облака раздую! Завтра будет ПМУ!
Начинает минут 5 водить руками по небу, короче, начался «разгон облаков»
- Вот увидите, завтра – ПМУ!
Что там было на завтра я сейчас и не вспомню, но ПМУ точно не было. Улыбнулись и забыли!
Но, как-то опять в классе, сидим – готовимся. Зима. Чувствую себя простывшим и говорю:
- Видимо придется завтра «сдаться» доктору. Кажется грипп начинается…
Серега услышал и говорит:
- Я щас вылечу! Пять минут.
Сел на стул в проходе, Серега встал за спиной:
- Глаза закрой, ни о чем не думай…
Стоит и начинает «колдовать» - руками разводить у головы.
Через пару минут спрашивает:
- Тепло чувствуешь?
- Нет, чувствую, что руками машешь!
Еще через минуту надоело и «сеанс» прекратился.
- Все, завтра будешь здоров! 100%!
На следующий день врач отстранил от полетов и три дня отлеживался дома.
Но самое смешное было через неделю. Ситуация аналогичная, только в роли «заболевшего» мой штурман – Андрей Алейников. Снова Серега предложил свои «услуги». Андрей с радостью сел на стул, а народ в классе «ржет».
Но каково было наше удивление, когда минуты через три Андрюха начал потихоньку «сползать» со стула!!! Потери сознания, конечно, не было, но «заплохело» точно!
Немного «перепугались», но Андрюха «пришел в себя». Про насморк уже разговора не было. После этого случая желающих «выздороветь» уже, кажется, не было. Вот так: хочешь верь – хочешь не верь!
Уже спустя годы с кем-то вспоминали и Серегу. Крайнее, что было известно – живет в Москве, «держит контору» по своему «хобби – руками разводит»…
Ночной кошмар «Бэкфайеров»
Летом над точкой прошла пара Ту-22М-3. Распустились, сели. Грохоту много, чувствуется моща!!!
На автобусе сделали «крюк», самолеты стояли на новой ЦЗТ, посмотрели. Что там говорить? Издалека самолет «похож» на Су-24, но чем ближе подъезжаешь – хочется снять шляпу! Самолеты были закрыты и на том наша экскурсия закончилась.
Вечером в сумерках послышался ГРОХОТ! Начали запускать…
Я жил в 142 доме, самый ближний к ВПП, а взлетали «Тушки» с «основным» стартом - с интервалом минуты три. Перед полосой, на «предварительном старте» начали «прогревать двигатели» и вот тут началось!
На стене висит ковер – начал шевелиться – пришлось удерживать руками (угловая стена в доме, кажется начала шевелиться!) всей семьей.
Собака, прижав купированный хвост, моментально скрылась под кроватью и весь вечер ее не было видно…
Грохот стоял такой, что, честно!, думал дом развалится. А потом начался взлет. Режим «максимал» – дом зашатался, «Форсаж!» и …
Взлет второго борта я думал «не переживу». С тоской смотрел на крепления ковра и был на 100% уверен, что на ночь глядя придется перевешивать ковер!
На следующий день в классе было только и разговоров про взлет «тушек»…