Интересный факт: годовое обслуживание первых телефонов в Москве обходилось абонентам в сумму, на которую можно было купить три шубы из хорька. Рассказываем, с чего начиналась телефонная сеть в столице.
Первые телефоны в Москве появились в 1881 году – через пять лет после того, как Александр Белл запатентовал телефонный аппарат в США. В государственном масштабе техническую новинку удалось испытать в 1883-м на коронации Александра III. Телефонные провода из Кремля протянули в Николаевский дворец, Колымажный двор, Нескучный и Петровский дворцы и в частные дома, где находились гости и участники церемонии.
Московскую телефонную сеть обслуживала компания Белла. Абонентская плата поначалу была очень высокой: 250 рублей в год – при условии, что абонент жил в радиусе трех верст (3200 метров) от телефонной станции. На такую сумму в то время можно было купить три шубы из хорька. К концу XIX века в Москве было всего 435 абонентов.
В начале XX века все изменилось: в 1901 году Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество выкупило московскую телефонную сеть. Тариф составлял 71 рубль 10 копеек в радиусе трех верст от станции плюс пять рублей за каждые дополнительные 100 сажен (213,4 метра).
Благодаря снижению цен больше людей могли устанавливать телефоны, и начался новый этап развития сети. Повышалось качество сигнала, обслуживания и аппаратов, а также улучшались условия работы телефонисток, которые соединяли между собой абонентов.